Жил на свете один несчастный человек. Он никогда не смотрел «Сумерки». И был человек страшно одинок — в неделю выхода фильма у него никак не получалось поддержать разговор. Духовно бедный, он мог лишь скромно потупиться, признавая, что не знаком с Самой Значимой Сагой Тысячелетия. У него были свои вампиры. С ними Инспектор и предлагает познакомиться.
Вампиры успешно вошли в кинематограф, но каким-то образом эволюционировали до Эдвардов (привет огромному количеству коммерчески удачных фильмов, эксплуатирующих образ Ночного Гостя). Настоящую же ценность этого образа легко можно выяснить с помощью ввода небольшого списка критериев, благодаря которым кровопийцы стали в конце-концов такими крутыми и привлекательными:
1. Настоящий черно-белый олдскул.
Начать, пожалуй, стоит с первой удачной экранизации романа Брэма Стокера – «Дракулы» 1931 года. Местами наивный и даже забавный для нас сейчас фильм вполне способен порадовать глаз любителей ретро — на экране легкая зернистость, а в голове так и трещит воображаемый старенький проектор. А замечателен фильм совершенно по другой причине – благодаря ему имя Белы Лугоши навсегда запомнилось зрителям. Просто потому, что этот стильный мерзавец знает, как приковать к себе внимание, не говоря ни слова.
В фильме мало музыки, он больше похож на театральную постановку, но именно благодаря этому по-прежнему не теряет своего обаяния. Сразу видно, как был сделан каждый эпизод, и без всяких «фильмов о фильме» — что, несомненно, подкупает.
Ранее, в 1922 году, вышла еще одна кино-постановка, которую следовало бы отметить – «Носферату, симфония ужаса». Слышите, сколько романтики в одном только названии? Фильм принадлежит к той далекой эпохе, когда актеры могли только яро жестикулировать – говорили за них таблички на экране. Из-за этого действо растягивается практически в два раза, пытаться читать по губам могут только знатоки немецкого (неплохая практика!), а рядовому зрителю остается лишь вслушиваться в музыку да вглядываться в экран. Отсюда вытекают два приятных сюрприза. Во-первых, сами реплики актеров — их читаешь, словно хорошую книгу. Во-вторых, сам граф Орлок – чудной, безумный и потому отталкивающий. Если герой Лугоши притягивал взгляд и наверняка покорил немало женских сердец, то Орлок и есть та самая кровососущая Тварь безо всякой лишней романтизации. Ну и главное – именно после «Носферату» вампиры начали бояться солнечного света – об этом не было ни одной строчки в романе Стокера. В итоге имеем сразу два вида вампиров, которые впоследствии будут развиваться параллельно: условно обозначим их как Вампир-Любовник и Кровосос Безжалостный. Первый по канону жить обязан, второй же — бедный неандерталец — подвержен вымиранию в любом моменте фильма.
2. История бессмертной любви.
Итак, вампир не стареет, не умирает, хорош собой даже в облике летучей мыши. Чем не привлекательная мишень для любой девушки? Пришедшее из сказок «долго и счастливо» спроецировалось на дьявольском отродье. И получился — верно, «Дракула» Брэма Стокера, 1992 год. Фильму Копполы можно простить все за Олдмана, Хопкинса и капельку голой Моники Белуччи. Он уже давно признан классикой, и смотреть его нужно обязательно.
3. Репутация плохих парней.
Вампиры пьют кровь, но что мешает им помимо прочего быть еще и «плохими» плохими? То есть, носить кожаные куртки, ездить на мотоциклах и внушать страх всему городу. И сниматься в фильмах категории «Б». «Пропащие ребята», 1987 год – отборный трэш с характерной музыкой и атмосферой. На фоне банды отъявленных негодяев совершенно теряются главные «добрые» герои – ну неоткуда добру взять столько харизмы. Хотя бы потому, что главаря банды играет Кифер Сазерленд. Да, уже кровожадный, но еще молодой и безбашенный – никакой драмы в глазах от Джека Бауэра. К такому же трэшу вполне можно отнести всякие «Мотоциклы-вампиры» , «Ночь страха», «Подвиды» и Ко, так что любого, проникшегося очарованием «Ребят» вполне может засосать в пучину отвязных вампирских «страшилок». Инспектор не осуждает.
4. Насыщенная жизнь.
Преимущество бессмертия вампиров – они могут рассказать «как оно было на самом деле». Лет эдак двести назад. И тут авторы могут вдоволь поиздеваться над историей – у них ведь свидетель есть. Например, прекрасно для своих лет сохранился Луи из «Интервью с вампиром». Он рассказывает журналисту историю своей жизни (хотя может показаться, что он перепутал того с психологом и больше склоняется к обсуждению своих отношений с другими вампирами своим создателем). Соответствующие декорации и костюмы, идеально насмешливый Круз в пару к сентиментальной Анджели… простите, Брэду (уж больно внешность у него здесь девичья). Собственно, не будь между героями столь разительного контраста – хорошего фильма не вышло бы. А так – крайне увлекательная история словоохотливого вампира.
5. Целый естественный арсенал для убийства всех человеков.
Клыки, когти, обаяние, некоторые в дымок еще превращаться могут… однако, не стоит забывать об истинном предназначении вампира – пить кровь. И вампиры-то могут оказаться в этом деле намного изобретательнее зомби, привидений или прочих сверхъестественных созданий. По своей сути они — идеальная машина для убийства. Пример можно увидеть в фильме «Ночь страха» — это симпатичный ремейк одноименной страшилки 1985 года. Между тем, еще и отличный представитель фильмов, высмеивающих сами жанровые клише. В нем есть все, что могло бы понравиться девочкам-подросткам: мускулистый ирландец Колин Фарелл, наивно-милый Антон Ельчин и девчонка, которую вроде как они должны начать делить. Однако у вампира свои причуды – ему вдруг захотелось убивать. Постоянно. Жестоко. И вообще ему глубоко плевать на то, что о нем вдруг узнают правду – он все равно вас сожрет быстрее. Да, вампиру нужно приглашение в дом, но он лучше взорвет его ко всем чертям, чтобы свободно переступить порог. Псих, да и только.
6. Возможность Апокалипсиса.
Собственно, а чего это вдруг только вирус или зомби могут уничтожить человечество? Да, вампиры должны пить кровь, т.е. им нужен источник этой самой крови, но иногда авторам сценария плевать на все эти условности. Взять вот «Землю вампиров». Да, там существа не особо умны – они, подобно зомби, бездумно нападают на всякого прохожего и потому справедливо огребают от него же по полной. Однако и тут есть свои плюсы. Например, вампиры как средство ведения войны – почему бы и нет? Сбросишь десяток таких на соседнее государство и можешь смело отбирать их территорию. Тоже своего рода биологическое оружие. И куда только смотрит Женевский комитет – давно было пора запретить применение вампиров, как негуманный способ ведения войны.
7. Вампиров все равно можно убить.
Как бы они ни были бессмертны. И когда это выясняется — на сцену выходят всевозможные защитники человечества – начиная от доктора Ван Хельсинга и заканчивая темнооким ночным бойцом Блэйдом. Особенно популярен образ первого, который, правда, уже застолбил за собой Хью Джекман. Но там авторы заодно зацепили и тему оборотней, а о них мы напишем в другой раз. И потому следует, наконец, назвать вершину в категории фильмов про кровососущих. Самые badassные охотники на вампиров (которые об этом до последнего момента не догадываются) – «От заката до рассвета», кто бы мог подумать! Вампиры убивают, люди защищаются, музыка идеальна, диалоги запоминающиеся, многообразие оружия, сочная предыстория – все настолько прямолинейно и жестко, что просто идеально. Все, все срочно пересматривать!