Вчера закончилось безумное шествие творческой выдумки и остроумности – «Рик и Морти», анимационное детище Дэна Хармона и Джастина Ройланда. Первый когда-то познакомился с топорно нарисованными короткометражками второго на фестивале «Chanel101», и вместе они, вторя бесшабашной рифмой героям своего шоу, пустились в приключения и создали, как оказалось, один из лучших и самых аддиктивных мультфильмов телевидения. Подробно о своих впечатлениях Инспектор уже писал. Сегодня мы хотим представить вам посерийный экскурс в многогранный мир «Рика и Морти», напичканный отсылками, как хлопушка — праздничным конфетти. На протяжении 11 серий какие-то отсылки были замечены только самыми насмотренными синефилам, но порой целые эпизоды получались супер-концептуальными и очевидно отсылали к определенным фильмам. Анимация развязала руки создателям и пустила Хармона с Ройландом в бескрайнее поле фантазии, а те побежали по нему, будто нудисты по их первому пляжу. Чтобы с умом, без вреда и фанатизма насытить десяток двадцатиминутных серий бесчисленными кивками, оммажами и пересечениями с поп-культурными массивами, нужен не только большой талант и познания в предмете (сериальный GPA не ниже 4, как минимум), но необходима и безграничная любовь к материалу. Хармон и Ройланд оказались теми еще законченными романтиками, по самые уши влюбленными в дело, и нижеследующий гид – всего лишь малое тому доказательство, по сравнению с тем, какое «Рик и Морти» само по себе гениальное шоу. Лаба-даба-луп!
Эпизод 1 – PILOT
Впечатляющий пилот запоминается в первую очередь прямым парафразом с трилогией «Назад в Будущее», потому как впервые знакомит нас с дуэтом сериала – доктором Риком и его замученным подростковыми проблемами внуком Морти. Гигантской отсылкой, требующей глубокого ознакомления со спектральным анализом, стал межпространственный «вокзал», набитый силуэтами множества известных поп-культуре пришельцев – здесь и Чужой, и птица из «Улицы Сезам», девочка-робот из Nickelodeon, одна из рас вселенной Стар Трека и даже инопланетяне из заставки «Секретных материалов». А сам вокзал, безусловно, напоминает настроением штаб-квартиру людей в черном. Кто найдет в эпизоде двух высоких людей в костюмах и очках — отхватит почетные лавры.
2 серия – LAWNMOWER DOG
Отсылки бывают разные, отсылки бывают странные. Кто бы вспомнил в этом моменте один очень плохой фильм про собаку в спорте? Захотите глянуть — называется он «Король воздуха». Помните, когда-то такие были очень популярны, особенно с той самой шимпанзе? К счастью, жанр умер и не дошел до абсурдных нереальных фильмов, вроде «Змеиного льда: пресмыкающиеся на олимпиаде в Сочи». Вторая серия «Рика и Морти» — это одновременно и явное «Начало», с путешествиями во сне, подружившимися с миром Фредди Крюгера, и «Восстание планеты обезьян», только вместо мартышек – лучшие друзья человека. Впрочем, нашлось место и мета-отсылкам: в конце эпизода Рик объясняет Морти концепцию шоу, где бы велся рассказ о планете, населенной разумными собаками и как круто бы это получилось! Забавно то, что Ройланд где-то заикнулся о том, что не прочь действительно заняться этим.
3 серия – ANATOMY PARK
Только слепец бы не увидел тотального обыгрывания «Парка Юрского периода» в третьей серии — вместе с пресловутым парком, здесь еще и одного из героев зовут Доктор Блюм (Джефф, привет!) и шутят про динозавров. Также сюжет серии построен на путешествии в человеческое тело, что предлагает нам россыпь воспоминаний. Сиди и считай по пальцам всех конечностей – может это классическое «Фантастическое путешествие», или «Внутреннее пространство», а может и вовсе, учитывая вынесенную в скриншот отсылку к оригинальной «Шоколадной фабрике», поминание старой доброй «Футурамы» с ее фабрикой сладкого Слёрма.
4 серия — M. NIGHT SHAYM-ALIENS
Помесь «Темного города», «Шоу Трумана», сдобренная попыткой «шьямаланить», подменяя один неожиданный твист другим несколько раз – вот такой краткий синопсис 4-го эпизода. Но выделить хочется один неприметный и, возможно, спорный момент — пришельцы-антогонисты очень напоминают расу инопланетян-захватчиков из «Футурамы», которые также были связаны с черной материей. Схожесть интересов розоватых видов — в полярном отношении к наготе – первые ее не переносят, вторые являются оголтелые активистами нудизма.
5 серия — MEESEEKS AND DESTROY
И снова собирательная отсылка — это поход в таверну параллельной сказочной вселенной, место в которой нашлось и внутренним кивкам в виде живых ступенек и молотков, встречающихся на протяжении сериала, и литературным героям, вроде Шалтая-Болтая и великанов, топающих где-то там в вышине, за огромным бобовым деревом и небесными прериями. Обратить внимание нужно именно на общее настроение эпизода – это явный слепок какой-то извращенной версии «Времени приключений» (да вон же, как-никак, угрюмый тайный муж принцессы Вишенки в углу!), в которой, естественно, не случайно, участвует и Джастин Ройланд, озвучивающий короля Лемонграба. В этой же серии «Рика и Морти» он абсолютно таким же писклявым и раздирающим ушные раковины голосом, как у персонажа из «AT», говорит за местную популяцию джиннов.
6 серия — RICK POTION #9
Название эпизода по традиции двусмысленно напоминает о созвучном имени одной песни The Searchers – Love potion #9. Ее название, конечно, никто не вспомнит, разбуди мы человека посреди ночи, но напев возможен. А вот шестой эпизод «Рика и Морти» врезается в память не только своим ошеломляющим финалом, разменивающим хулиганский и по-хорошему бредовый тон на мрачные штрихи, от которых душа дрогнет даже у самых закостенелых циников. Если удастся абстрагироваться от этого факта, то всенепременно всплывают в ассоциациях к серии все боди-хороры его величества Кроненберга. Существа, в которых превратилось человечество после неудачного любовного зелья, будто вышли на задворки мира «Рика и Морти» из «Мухи». Также шестой эпизод делит пространство сериала на две возможные ветки. Может быть, когда-то в следующих сезонах мы еще получим шанс вернуться к финальному сюжетному повороту этой серии.
7 серия — RAISING GAZORPAZORP
В случае с седьмым эпизодом, стоит взглянуть на картину целиком. Все-таки мало кто из разумных существ на нашей планете смотрел «Зардоза» или делал это по-своему желанию. Тот старый фильм с Шоном Коннери исследовал самые потаенные человеческие пороки окольными путями, играя пост-апокалипсисом, анти-утопией и гендерными войнами. Весь седьмой эпизод есть одна огромная отсылка к тому фильму и каким-то его сюжетным частям, самой символической из которых стала летающая каменная голова, которую местные озабоченные самцы-нимфоманы газорпазорпов принимают за небесного вестника. Вы поняли ведь, что теперь главное посмотреть «Зардоза», не пожалеете в любом случае.
8 серия — RIXTY MINUTES
Бутылочный эпизод, пародирующий бутылочные эпизоды и причины их существования, возносит в абсолют само понятие «отсылки», пускай и жульническим, но разящим нердовские нервные окончания способом. В телевизоре, который ловит каналы всех параллельных вселенных, можно увидеть как мета-отсылку на телевидение и жанры в целом (досталось боевикам, ситкомам, реалити-шоу, процедуралам — да всему на свете!), так и точечные удары в цель – «игра престолов» для карликов, газорпазорповский «гарфилд», «старски и хатч» на грибах и всяческие экшн-марафоны. При должном желании можно найти аналог всем абсурдным и гениальным находкам в чудо-телевизоре из этого эпизода.
9 серия — SOMETHING RICKED THIS WAY COMES
В чудесной девятой серии (из эпизода в эпизод сериал большими скачками прибавлял в качестве) полным-полно культурных отсылок — например, monkey paw (известная английская страшилка) или голова с Острова Пасхи, но она также продолжает замечательную традицию вспоминать что-нибудь из «Времени приключений». Так, в магазинчике волшебных вещиц с проклятиями есть рукавица Билли, героя из Cartoon Network-ского «нашего всего». Хоть и известно, что Билли уничтожил перчатку у себя в мире, потому что она для него, при всех плюсах, ахиллесова, можно пофантазировать на тему межмультипликационных перемещений и где-то в глубинных мыслях помечтать о кроссовере.
10 серия — CLOSE RICK-COUNTERS OF THE RICK KIND
Пожалуй, лучший эпизод превышает допустимую концентрацию само-отсылок на минуту хронометража. Тут вам и кроненберги, и промелькнувшая на секунду вселенная живых человекоподобных телефонов, и даже реальность, в которой Рик и Морти погибли в 6-й серии. При таком обилии рифм и воспоминаний, можно пропустить одну из самых необязательных но милейших отсылок сериала – в консульстве Риков и Морти всего пространственно-временного континиума можно, среди десятков таких же пар дедушек и внуков, заметить необычный дуэт – зеленые, с тремя глазами и двумя антеннами. Инопланетяне, хором протягивающие «клееешня» из «Истории Игрушек» точно вспыхнут в голове. Вот вроде совсем неважно, но очень забавно.
11 серия — RICKSY BUSINESS
Финальный эпизод выдал максимум того, за что мы полюбили «Рика и Морти». Параллельно развивающиеся пародии на «титаник» и копировальный жанр молодежных вечеринок перекликаются с отсылками к персонажам научно-фантастических лент второй половины прошлого столетия. Однако, чего-то уж запредельно крутого и скрытого в эпизоде сразу не обнаруживается, зато последние секунды первого сезона отсылают к финалу пилота и очередному пролому 4-й стены, которой давным-давно в сериале не существует. У Рика новая фирменная фраза, круг замкнулся а впереди еще 100 лет и 100 сезонов. Пожалуй, «Rick and Morty 100 years» вполне способен встать в один ряд с “6 seasons and a movie”, благо дела у шоу «Рика и Морти» идут прекрасно и судьба не предвещает ничего плохого.
С вами был Инспектор, на этом мы заканчиваем разбор и идем смотреть новости из реальности хомячков, живущих в человеческих задницах. Если что, это придумали не мы.