Если смотреть True Detective как очередной процедурал, он покажется безумно скучным набором отработанных HBO-штампов. Главная причина, по которой сериал был так тепло принят критиками и так восторженно зрителями, кроется в том, что множество деталей, отсылок и аллюзий ложатся у них на подготовленную почву — культурные феномены. Однако окончательно понять True Detective сможет лишь тот, кто имеет в своем багаже огромный пласт ещё и литературных знаний. Инспектор поможет разобраться в ключевых моментах сериала, с помощью которых можно взглянуть на творение Ника Пиццолато намного шире.
Общая справка
Сериал-антология: Пиццолато большой поклонник жанра. По его мнению, у ТВ-драм есть прекрасное начало, затянутая середина и скомканная из-за этого концовка. Поэтому он сразу задумывал по истории на сезон – история должна быть завершена. Более того, сколько бы Ник не переводил разговор о втором сезоне, журналистам удалось вытянуть одну важную вещь. Помните AHS с его вечно повторяющимся набором актеров? У Ника схожая идея. Правда, для него важны не актеры, а место действия.
Сценарий: изначально Ник хотел написать книгу. А затем, в процессе создания истории понял, как хорошо бы она смотрелась на экране.
Рокировка: роль Марти изначально предложили МакКонахи. Мэтью внимательно прочитал сценарий, понял, что как бы ему ни был близок герой Харта, Раст Коул – то, что он никогда не пробовал. Поэтому он сказал, что готов играть Марти, но предпочел бы Раста. А роль Харта МакКонахи почти насильно впарил своему добрейшему приятелю Вуди Харрельсону. Результат вы видели сами.
Место действия: Луизиана. Маленькие южные города – не самый стандартный выбор голливудских дельцов.
Правда и истина – главная тема не только первого сезона, но и всего сериала. Поэтому не волнуйтесь, философские разговоры из шоу с уходом Раста никуда не денутся.
Литературные отсылки
«Король в Жёлтом» — мета-книга Роберта Чамберса, 1895 года. «Королём в Жёлтом» называли некую пьесу, после чтения которой герои сходили с ума. В пьесе показано падение целого слоя людей высшего общества — маскарад, который посещает незнакомец без маски. Герои пьесы сходят с ума от истин Вселенной, ужасающих и безысходных. Особая заслуга книги в том, что «Король» повлиял на множество знаменитых авторов, начиная от Лавкрафта, заканчивая даже Джорджем Мартином, поэтому в сериале можно найти отсылки и к их произведениям. Кстати, благодаря сериалу, некогда малоизвестная в широких кругах книга взлетела в Топ-10 самых продаваемых на Амазоне.
Также Жёлтый Король — персонаж сериала, и тогда особенно любопытна его в книге его реплика: «Страшно впасть в руки Бога живаго». В Библии у цитаты был свой смысл, но в рамках сериала фраза идеально описывает архи-злодея.
Черные звёзды: в пьесе «Король в желтом» действие происходит в мире под двумя солнцами и черными звездами. Звезды – повторяющийся мотив в сериале. Они были в дневнике Доры, даже в виде татуировки одного из её друзей. В мире двух солнц звёзды служат более надежным проводником, не так ли?
Каркоза: вымышленный город в пьесе, процитированный в дневнике Доры Лэнг. Однако стоит поднапрячь память/порыться по источникам и выясняется, что Каркоза — вовсе не изобретение Чамберса. За четыре года до создания «Короля» другой хоррор-писатель Амброза Бирса выпускает рассказ «Житель Каркозы», в котором город фигурирует как таинственное место рождения главного героя. Вспоминаем мотив «повторяющегося времени» в сериале, так как герой осле смерти вновь возвращается в тот же город. Далее в «Короле» Каркоза приобретает ещё более зловещий оттенок. Город расположен не на Земле, а в звездном скоплении Гиад, т.е. «служит окном в иной мир». Перед смертью Реджи Леду в сериале говорит Расту: «Теперь ты в Каркозе».
Стивен Кинг: ещё один маэстро, чье творчество повлияло на создателей сериала. Ну а как не – Кинг лучший из тех, кто вытаскивал на свет самые потаенные страхи. Монстры Кинга – это монстры особой категории, бесчеловечные, окруженные аурой мистики и тайны, зло высшего уровня. Они – наши внутренние демоны. Ещё до финала сериала нам представили столько потенциально опасных героев, что разгадка тайны отошла на задний план — в этом мире по-кинговски и так много грязи.
Эдгар Аллан По: Following уже успел опошлить бедного По. Однако, в True Detective намеки на его произведения не сходят до открытого цитирования. «Маска красной смерти» — одна из отсылок к падению общества, подобной «Королю в жёлтом». Всмотритесь в сериал – в нём также сложно найти хоть одного безгрешного персонажа.
Сёрен Кьеркегор: датский философ. Его трактат «Рыцарь веры» посвящён возможностям веры в Бога в современных условиях. Рыцарь веры – это противопоставление трагическому герою, который не способен даже в самых экстремальных условиях выйти за рамки этического (см. Бибилию – поступок Авраама, согласившегося принести сына в жертву ради Бога). Рыцарь одинок, его также тяжело понять окружающим. Таким героем и является Раст Коул.
P. S.: больше литературных отсылок можно найти на полке самого Раста:
Культурные отсылки
Марди Гра: Нам его проще ассоциировать с концом Масленицы или «всеядной недели». То есть, милый и добрый с виду праздник на самом деле уходит глубоко своими корнями в языческие традиции – там тоже сжигают тотем, выбирают короля и королеву, пекут блины. Только венчает этот праздник огромный костюмированный парад, во время которого в толпу бросают яркие бусы или другие безделушки. И если в Новом Орлеане всё происходит именно так, как Инспектор описал выше (см. сериал «Тримей»), то есть южные города, которые толковали праздник по-своему. Помните, Раст упоминал «люди на лошадях, звериные маски и прочее»? Такое действительно существовало. Отсюда вытекает следующий символ:
Рога: которые никак не связаны с воспаленным сознанием Уилла Грэма. Рога – атрибут черта, спутника сатаны, по преданию, однажды пришедшего на сельский праздник в день будущего Марди Гра. Согласно легенде, сатана танцевал с самой красивой девушкой по имени Роз. Благо, её возлюбленный Габриэль прервал этот проклятый танец до полуночи, иначе Роз так и осталась бы в лапах Дьявола. Именно поэтому, кстати, праздник обязан закончиться до двенадцати часов ночи. Отсюда и выбор девушек в качестве жертв – Рога не просто обесчещивали их, но приближали к Дьяволу, малым воплощением которого и является Желтый Король,
Детали
Корона: помимо рогов, голову Доры Лэнг украшали ветки и прутья. Кроме того, что корона связана с «Королём», она связана и с дочерьми Марти Харта. Будучи ещё маленькой, Одри крадет игрушечную корону у своей сестры и забрасывает её на дерево. Примечательно, что изначально по сценарию Дора вместо рогов должна была носить крылья. Её колени преклонены перед деревом, она будто молится в том поле. Однако крылья казались слишком очевидным и менее мистическим выходом. Поэтому языческий алтарь украсила фигура в рогах и короне.
Птичьи ловушки: более символическое название — дьявольские гнёзда. Найдены на одном из мест преступлений. Интересный факт – художник, которого наняли проектировать гнёзда, создал более 100 деталей за 9 месяцев ради шоу. Каждая модель в итоге получилась отличной от остальных. Один их вид по задумке авторов должен был напоминать о тех первобытных чувствах, которые до сих пор хранятся в людях, и которым убийца давал волю.
Спираль: фигурировала и в рассказе допрашиваемого зека Чарли — он видел её в качестве татуировки Реджи. Она была на спине убитой Доры. Спиралью летит по небу стая птиц, которых видел Раст. Спираль, в конце-концов — символ места, где поклоняются Жёлтому Королю, знак его фанатиков. Также совпадает с философией Раста — «Всё повторяется». Первый набросок спирали сделал сам Пиццолато. Кстати, спираль, которую можно было заметить в доме Харта, оказалась там случайно. Все рисунки, развешанные на стене, были творениями одной из дочерей друга режиссера, и среди них оказалась и спираль.
Место преступления: поля просто оказались выгодной позицией для съемки – совсем недавно их сжигали, что оказалось весьма на руку режиссеру. Среди символически выжженного поля-пустыни мертвая молящаяся выглядела как нельзя символично. В финальной серии одна из главных деталей Каркозы — алтарь в виде дерева, созданный из трупов. Всё повторяется.
Жёлтый цвет: вся гамма сезона выполнена в оттенках жёлтого, причём палитра с общей затемнённой тональностью сериала склонялась к грязно-жёлтому оттенку. Жёлтый — цвет безумия, цвет бешенства. Поэтому финал после победы над Королём лишён этого оттенка. В сцене перед титрами так совсем преобладает зелёный — цвет жизни и веры.
Персоналии
Джоэль Териот: проповедник странствующей церкви. Ещё один демонический символ сериала. В середине 21 века был в Штатах такой знаменитый оккультист по имени Алистер Кроули, он же (внимательно) Мастер Терион. И его третье имя – Зверь 666.
Чарли: сосед Реджи Леду – подозреваемого, Высокого Человека со шрамами, Человека-спагетти. Он вспоминает истории своего соседа о месте, куда едут поклоняться дьяволу. Где говорят про Короля и Каркозу. Где есть древние камни, и где умерло много людей. (см.Спираль)
Бонус — любопытные теории фанатов
Искать символы, конечно, интересно, но чрезмерно увлекаться ими тоже опасно, Инспектор представляет вам самую интересную мифологизацию деталей сериала:
Человечки из пивных банок: по одной из фанатских теорий, Раст сделал именно пять штук как иллюстрацию к теории Пяти всадников.
Теория Пяти Всадников: самая знаменитая, рожденная зрителями. Согласно ей, преступления совершали пять разных человек. Пять всадников было на найденных фотографиях парада Марди Гра, пять поделок сделал Раст и, наконец, пять кукол-мужчин было в 95 году в сценке, разыгранной дочерью Марти.
Маски: были на предполагаемых преступниках с парада Марди Гра. Также Джоэль Териот говорил последователям своей церкви, что «Лицо, что вы носите, вовсе вам не принадлежит». Также некое подобие обряда снятия масок делал мексиканский картель, с которым был в прошлом связан Раст, каравший предателей снятием кожи с лица. В «Короле» также была история с названием «Маска». «Снять маску» — значит показать свое истинное лицо. В истории героини просят незнакомца снять маску и оказываются в ужасе, узнав, что маски на нём не было. Это также подтверждало фанатскую теорию о пяти всадниках, маски которых демонстрировали их истинную сущность.
True Detective — сериал, который въедается в голову. Он провоцирует зрителя, дразнит его. Пусть он и назван «детективом», но по своей сути является драмой — недаром Пиццолато сам заявлял, что убийца интересует его меньше всего. Подтверждая свои слова, он раскрывает личность Короля ещё в конце предпоследней серии, а дальше остаётся лишь то, что любят зрители — размышления Раста, пейзажи и символизм.
Второй сезон по законам жанра начнётся с новой историей и новыми героями. Ник даже заявил, что наймёт больше одного режиссера — один не справлялся одновременно со всеми аспектами работы. Пока у нас есть время пересмотреть сериал, найти новые отсылки и ещё раз получить удовольствие. А там подоспеет новый сезон. С новым сценарием и новыми титрами.
P. S.: не думайте, про актерский талант Макконахи мы не забыли. Ему будет посвящен отдельный текст.