Spartacus: Requiescat in pace

Dan-Feuerriegel-Agron-Dustin-Clare-Gannicus-Liam-McIntyre-SpartacusManu-Bennett-Crixus

Вы знали, что этот скорбный день настанет. Вы его даже ждали. И вот он, конец. Вполне возможно, у вас уже даже началась ломка. Что ж, добро пожаловать в клуб анонимных любителей сериала «Спартак». Сегодня вашим куратором станет Инспектор.

Предупреждение :  основные спойлеры мы все равно уже словили в учебнике истории, но тут их все равно предостаточно. И отдельно стоит отметить, что «о покойном либо хорошо, либо…». У сериала были свои недостатки. Но о них не в этой статье.

 Есть ли жизнь после финала, как говорят те психи, серьезно считающие, что без любимых героев жизнь закончена. Инспектор не хочет никого оскорбить. Мы тут все такие.

Пять стадий принятия смерти сериала «Спартак»

Стадия первая. Отрицание.

Начнем с того, что история не закончена. Во-первых, Стивен  ДеНайт (шоураннер, но все уже в курсе) еще до окончания «Войны Проклятых»в своем интервью The Hollywood Reporter  признался, что мир, созданный за эти годы, слишком велик, а почва слишком плодородна. Грубо говоря – просторов для спин-оффа предостаточно. Например, история Цезаря более чем достойна отдельного сериала. И он уже об этом упоминал. Сейчас сам ДеНайт занят в проекте того же Starz — «Incursion», поэтому браться за другие не может. Однако, факт остается фактом. Перспектива есть. Есть история Цезаря, Красса или того же Помпея. Стивен говорил и о Ганнике и тех годах, что мы о нем не слышали. Есть время до восстания, есть после. Главное, что финал посмотрели 1,4 млн  зрителей. А по итогам просмотров повтора, общее число возрастает до 2,7 млн. Нет, история еще не окончена.

Стадия вторая. Гнев.

Но все же, кто виноват в том, что сериал закончился? Да нет же, не шоураннер. У нас же логичный конец и все такое. И не история – её всегда можно было переписать. Правильно, виноваты антагонисты. Без них, конечно, и зрелища бы не получилось, но могли бы они еще пару лет за Спартаком побегать! А тут взяли и… В общем, перечислим всех злодеев сериала. Но только самых лучших. То бишь, вот вам Top-10 блестящих отрицательных персонажей всех сезонов по версии Инспектора.

10 место. Гай Клавдий Глабр

Один из самых мерзких римлян. Которому создатели каким-то неведомым образом заставили нас сочувствовать. После многочисленных превозношений женского образа в сериале, он был предан собственной женой. У Инспектора было навязчивое желание, чтоб Гай раскрыл заговор против себя. Хотя бы ради того, чтобы устроить очередную кровавую баню. Правда, жалость вообще быстро проходит, а Гай как был сволочью, так и остался. Причем не самого умного рода.

9 место. Гераклио.

Образ киликийского пирата очень запоминается. На самом деле образ киликийского пирата отличен. Мы видим в нем знакомые черты многих популярных героев-«разбойников», но Гераклио все равно чертовски обаятелен. Однако и поднять его выше не позволяет совесть – все же Инспектор понимает, что он не злодей с заглавной буквы, а просто особо жадная личность, по натуре своей способная к жестам разного рода. Поэтому только девятое место.

8 место. Крикс.

Серьезно, он самый. Он прекрасно противостоял Спартаку в первом сезоне, отлично рвал и метал в финальном. Все его перебранки с Приносящим Дождь отлично вписываются в образ врага, которого стоит держать к себе ближе всех. Он как старший брат, который считает себя всех сильнее и который «всех победюкает». Серьезно, он восхитителен. И лишь когда он расстается со Спартаком ради финального боя против Рима, мы видим, что это тот момент, когда разногласий между ними уже нет. Чего не скажешь о моменте в том же сезоне, когда еще в Синуэссе он хотел поднять собственное восстание.

7 место. Гронд.

В этом списке нет Тиберия. Потому что этот мелкий подлец — как Джоффри из «Игры Престолов» — вызывает только смех. Даже своими особо коварными действиями. Поэтому выше него есть еще один шикарный Злодей – Несокрушимый Гронд (да ладно, похож же!). Таран, в смысле. Которым римляне разбили ворота Синуэссы. Какая мощь, какая несокрушимая сила. Серьезно, Тиберий, иди покури.

6 место. Илития.

В свое время она раздражала еще сильнее мужа. И, может, жалеть её можно было по тому же принципу. Над  девчонкой вообще издевались все, кто мог – Лукреция — отдала её Спартаку, Спартак – сделал ей ребенка, муж – понятное дело, любовник – ну тут вообще заслуженно. И все же она была именно коварна и лукава. И не боялась действовать. Заслуживает шестую строчку.

5 место. Ашур.

Тщеславный раб, возжелавший стать хозяином. Он хотел взять себе и лудус, и Лукрецию. Он нанял отряд самых жестоких убийц, намереваясь расправиться со Спартаком. Он прекрасно закатывал глаза и вообще действовал довольно вероломно против своих же братьев.  И он заслужил такую смерть.

4 место. Батиат.

Его можно было бы назвать положительным персонажем, если бы вы смотрели только первые пару серий «Крови и песка». Он был прекрасно двулик, внушая своим гладиаторам, что он их друг и товарищ, но одновременно хладнокровно разбрасывался ими, как настоящий господин.

3 место. Лукреция.

Она выше своего мужа не просто потому, что выжила, но потому, что ей было труднее. Её стараниями Илития оказалась в самом унизительном положении, а затем оказалась повергнута совсем. Ну надо же было заставить её поверить, что безумная тень прошлого могла как-то сохранить остатки рассудка. Прекрасно, просто прекрасно.

2 место. Марк Лициний Красс.

Последний человек, к которому обратилась Империя. Падшая, по её меркам, личность. Позволил бить себя какому-то рабу. Еще и не просто спал, но полюбил рабыню. Человек, который, с одной стороны, умело нарушает законы, с другой же – так же строго их соблюдает. Он неординарен и потому казался единственным, кто заслужил убить Спартака. Как казалось поначалу. Но с каждой серией обнажали его внутренних демонов – его обращение с сыном, его приказы, его действия. И венчает все сцена, в которой он ломает маску собственного покойного сына, осознав, кем он на самом деле является. Поэтому даже ему было неподвластно опустить то лезвие.

1 место.  Гай Юлий Цезарь.

Ну конечно же. Кто мог быть на первой строчке. Прекрасный злодей. Жил среди повстанцев и мог сразиться со многими из них на равных. Но, что отличает его — с теми, кто был ему неподвластен, он мог расправиться и чужими руками.  И еще он тот, кому действительно небезразлична была смерть его сограждан. Начиная от девушки, что он убил в Синуэссе, чтобы освободить её от насильников, заканчивая солдатами, что гибли на поле от зарядов катапульты.

А момент, когда он с улыбкой стоит за спинами римлян, сужающих круг вокруг Ганника, позволяя им сражаться с ним, показывает всю его сущность. Он подставился…кхм…под удар Тиберия, но разве не он выжил? Не он понес меньшее число потерь в бою? Не он был всегда готов защитить Императора и огрызнуться на рабов? Он злодей, но весьма специфических характеристик. И именно все эти сочетания выводят его на первое место. В конце-концов, если Марк не был достоин сразить Спартака, то Цезарь и мог, и убил многих его приближенных.

Стадия третья. Торг.

С такими главными героями сериал точно еще не закончен. Нет, ну вы видели его рейтинги? Только на одном имени Спартака можно столько заработать! Есть зрители, есть канал, так давайте продолжать историю. И начхать на то, что там происходило в реальности – шесть сезонов и фильм! А мы готовы простить вам смерть главных героев. Вспомнить хотя бы лучших положительных персонажей. В смысле:

Top-10 героев «Спартака» (и даже больше)

10 место. Каст. Сражен копьем.

Киликийские пираты вышли чрезвычайно колоритными. С одной стороны, Каста явно затмевает его капитан, но он у нас в команде плохишей.  А вот бедный парень, перепивший во время вечеринки и проснувшийся только после того, как его братья кинули Спартака, достоин звания героя. Хотя бы только потому, как стойко он выдерживал нападки Агрона. А еще он присоединился к войску Спартака… «потому что ему больше некуда было идти» — может добавить кто-то. Нет. «Из-за Назира» — теплее. Однако за весь сезон он сам по себе не сделал ничего отчаянно плохого. И потому — 10 строчка.

9 место. Троица «Проклятых».

Кора, Лаета и Сибилла. Женщины в «Спартаке» занимают совершенно отдельное место – у них множество ролей, и все они незабываемы. Можно хоть сейчас выдать отдельную строчку героиням дома утех города Капуи. Все-таки, выносить одного только Ганника — уже подвиг. Однако эта позиция для трех женщин последнего сезона.

Кора – воплощение мудрости, рабыня Марка, пленившая своего господина совершенно особенным образом. Она пробыла в лагере Спартака не так уж и долго, но уже успела сделать многое. Помочь по мелочам – роды, например, принять, или сделать что-то более глобальное – убить шального пса её господина. А еще она выменяла собственную жизнь на 500 воинов. Распята на кресте как мятежная рабыня.

Лаета – гражданка Рима, им же и отвергнутая. Когда её город был захвачен – она всеми силами старалась помочь своим людям. И она олицетворение города — Синуэссу, как и её госпожу, отдали на растерзание —  Лаета попала в плен пиратам, а город – Марку. Она – пример того, как Рим поступал даже с его гражданами – великая империя унижала Батиата, пинала Гая и отобрала славу у Красса с Цезарем. Лаета, первое лицо города после своего мужа, жила во лжи, а прозрев, все равно оставалась ему верной, помогая выжившим согражданам. Жаль, Риму и это не было нужно. В сериале вообще было несколько подобных образов – но Лаета – единственная выжившая из тех, кто отринул свой Рим.

Сибилла – она же «тень», она же «малышка» — возможно, самое невинное и трогательное дитя сериала – то, кем могла стать Невия (а вот тут включается множество «если бы не»). Рабыня, хозяина которой убил Ганник. Сыграла  одну из важных ролей в его жизни – завершила его превращение. На путь Спартака Ганника толкнул Эномай, остаться с ним до конца помогла Сибилла. Иначе Ганник не был бы воином, готовым умереть ради идеи. Выжившая.

8 место. Сакса. Пронзили мечом в живот.

По-хорошему, рядом с ней можно было бы поставить Миру. Однако она, во-первых, мертва, во-вторых, до конца не нравилась ни Инспектору, ни Спартаку.

А вот Сакса — другое дело. Германская амазонка, ярче которой в сериале горел лишь огонь, уничтоживший арену Капуи. Всех женщин сериала пришлось обучать воинскому делу. Кроме Саксы. Которая в первые же минуты своего появления, сидя за решеткой, вцепилась руками в римлянина, дабы тот встретил свою смерть не как воин, а без меча и хоть какого-то достойного сопротивления. Она – прошлое Ганника  — безбашенная, дикая, живущая мгновением и готовая умереть в любую минуту, ничуть об этом не сожалея.

7 место. Назир. Выживший.

Спартак пощадил освобожденного раба, осмелившегося поднять на него руку. Назир тогда был в ярости – он же только приблизился к своему господину и видел для себя великое будущее. Как для раба, разумеется. Когда же всего его мечты рухнули, он готов от отчаяния был сразиться с самим Спартаком. К счастью, последний открыл его глаза. Назир стал отличным бойцом, а еще верной опорой Агрона. Последний это уж точно заслужил. И он сделал ему щит, с нарисованным на нем алым змеем. Глядя на который Спартак вспомнил пророчество своей жены. И понял, что ждет его в этом бою.

6 место. Агрон. Выживший.

Далеко от Назира его убирать точно нельзя. Хватит уже того момента, когда он присоединился к армии Крикса, замахнувшись на сам Рим. Он – воин, от мозга до костей. Верный Спартаку и его идеям. Готовый сражаться и защищать. После разгрома армии Крикса его распяли на кресте – высшая пытка за его молчание. Позже был отпущен вместе с оставшимися выжившими из лагеря Красса, и вновь… встал в строй. С ужасными ранами на руках от гвоздей и на теле после поражения.  Вооруженный щитом, сделанным для него Назиром. Вместе они унесли Спартака с поля боя. А после…после оказались достаточно сильными, чтобы продолжить свой путь.

5 место. Невия. Вертикальный меч в спину.

Многое вынесли воины Спартака, но, пожалуй, рана Невии была глубже остальных. Мы не знаем почти ничего о её «путешествии» из дома Батиата. Лишь пара эпизодов всплыла на поверхность – но их достаточно, чтобы осознать, что остальное было, пожалуй, еще хуже. То, о чем рассказать ей так и не пришлось. Однако – вновь сыграла главная черта женщин сериала – её сила позволила ей переродиться. Стать воином, а не покинуть мир, не в силах с ним совладать. Она, еще до конца не осознавая своих сил, вышла на бой против Ашура. И еще, сколько бы она не вынесла, была той, кто поддерживал Крикса до конца своей жизни. За него она двинулась на Рим и после его смерти в его честь участвовала в играх. Ради него, а не ради Спартака, нашла в себе силы пощадить Тиберия. И свой конец она встретила достойно.

4 место. Эномай. Убит Египтянином.

Кора – женское воплощение мудрости в сериале. Эномай – мужское. Все, что он говорил, воспринималось как истина в последней инстанции. Даже если таковой не было. Он не просто создал Спартака, он дал силу каждому гладиатору Батиата. И если последний повторял каждому своему рабу-гладиатору одни и те же слова, то Эномай поддерживал их по-настоящему.  И каждый из них был готов умереть и ради него. Правда, он был слишком близок дому Батиата. Точнее, был верен сыну того, кто сделал, в свою очередь, гладиатора и из него. Его можно обвинить в том, что он был слишком слеп по отношению к первому, не до конца видел его двуликость. Однако на то есть свои возражения. Ведь погиб он не вместе с лудусом. Умер он вместе с ареной, вместе с самой Капуей.

3 место. Крикс. Сражен копьем в спину.

Брат Спартака, «Непобедимый Галл». Управляем своими эмоциями – так он получил Невию, так стал чемпионом арены, так увлекся идеей Спартака. Даже слишком, пожалуй. Но иначе Криксом он бы и не был. Он натворил кучу дел, ведомый своими чувствами, но мы все равно его любим. Он пал от копья Тиберия – вновь слишком увлекся – на этот раз, боем с Цезарем — и, потому, не заметил, что за его спиной возник жалкий ребенок.

2 место. Ганник. Распят.

«Кельтская молния», «Мужчина с тремя мечами», «Пьяный воин» — вот уж кто заслужил себе десятки прозвищ. Единственный, кто выиграл себе свободу. Единственный герой, чьим почерком навсегда останется техника парных клинков. Да и вообще чертовски обаятельная личность. Он умен, но предпочитает решать спор кулаками, он храбр, но «не лидер» (а еще умеет удивлять), он любит жизнь и не лезет за словом в карман. А еще он лишен всей этой лишней показной чепухи – на арене он не притворялся, а  был самим собой. И везде далее. Помните эпизод, когда в отвоеванной римлянами Синуэссе он встречает на улицах Цезаря. Тот видит Ганника – глаза горят, да будет сражение! А Ганнику не до эпичных боев – он ваншотит Цезаря и продолжает путь. Идеальный момент. Не будем заводить нудный разговор об эволюции персонажа в сериале – нам хватает и того, что он был. И есть. Да, пожалуй, что он есть.

1 место. Спартак и Сура. Смерть от множественных ран.

Нельзя, никак нельзя ставить во главе угла только Спартака. Помните того фракийца, что сражался сначала на поле боя, а затем стал рабом арены? Два разных образа. Его потеря изменила его, но еще больше его изменил сам Рим. Сначала плен, потом арена. Он уродовал его еще до того, как Сура умерла – после же ничего не должно было остаться и вовсе. Однако та сила, что подпитывала в свое время непокорного зверя внутри него, помогла ему переродиться в Короля Повстанцев. Он умен, он верен себе, он верит в какое-то «высшее благо», которое может быть даровано рабам (та самая свобода). Сама по себе идея тогда звучала не просто нереально – даже со стороны угнетаемых она была безумна. Что уж и говорить о действиях. Гимн тому, что человек есть творец собственной судьбы. Не вдохновленный Богами или один из них – а в сериале это подчеркивают не только римляне, но и сам Спартак — а Человек. Он делает свой выбор. И после этого-то не верить, что люди способны на многое! Герой с самой большой буквы.

kinopoisk.ru

 Стадия четвертая. Депрессия.

Ладно, на самом деле Инспектор ненавидит депрессии и все, что под ними маскируется. Поэтому с данной стадией разбираемся как можно быстрее. Самым эффективным и доступным способом. Вспомним пять лучших сражений третьего сезона. Заодно и отдадим ему должное.

Пятое место.

Необдуманный шаг Тиберия и поражение римской армии на берегу. Сын Марка решил разбить Спартака во время заключения его договора с пиратами. С одной стороны – а почему бы и нет, с другой стороны — это же Спартак, а ты, черт возьми, «еще пороху не нюхал, щенок». Тиберий получает по-полной. И от Спартака, и от пиратов. Последние бьют огненными снарядами с кораблей в приближающееся подкрепление римлян.

Четвертое место.

Бойня на улицах Синуэссы и  разворачивающаяся параллельно децимация. Возможно, самое жестокое зрелище из всех. Повстанцы, растаптывающие безоружных скованных римлян, и римляне, убивающие друг друга. Сакса, защищающая Лаету и её людей с криком «Эти – Спартаку», Тиберий, превращающийся из сопливого юнца в юнца крайне раздраженного и в себе замкнутого.

Третье место.

Рим отвоевывает Синуэссу. Гераклио предает Спартака – в трюмах его корабля прячутся римские солдаты, Цезарь же пытается открыть оставленные ворота города. Крикс возвращается на помощь Спартаку – битва разворачивается в двух параллельных частях города. Цезарь оказался способен противостоять сразу трем бойцам Спартака – Агрону, Саксе и Донару. И совершенно эпичное появление объятого пламенем злодея № 7 из списка Инспектора. Цезарь поднимает оружие, и на пылающем фоне произносит «Now would be time to run»

Второе место.

Крикс  VS Рим. Весь отрезок, в течение которого он живет полной жизнью, убивая римлян вместе с Невией и Агроном. Его вдохновляющая речь, а затем тактический ход против моря выдвинувшихся им навстречу римлян  — их смели огромные огненные шары, словно спущенные самими Богами. Крикс пал – его войско было просто раздавлено прибывшим Марком. Но в честь Непобедимого Галла еще прозвучит клич, раскалывающий небеса.

Первое место.

Предсказуемо. Последняя битва. На которую Спартака провожали со слезами как печали, так и благодарности в глазах (отдельное спасибо создателям, что не затянули с этим). Отдадим должное стратегии – численный перевес был на стороне римлян, но Спартак отлично сыграл на их слабостях. Как говорил сам  — он был воином Рима, он знает их тактику. И вот они идут на войско повстанцев – идеальным грозным строем, спокойным четким шагом, уверенные в своей победе. Повстанцы остановились – у римлян приказ, они продолжают наступление. И попадают в ловушку, провалившись вниз прямо на копья. Спартак выпускает лучников – у римлян защита на все 100, непробиваемая черепаха.  «Ок» — говорит Спартак, ставит на них лестницы и оказывается в самом центре построения. В центре, во-первых, плохо понимают, что произошло, во-вторых, перестроиться не так-то просто. Потому они и погибают.

 

С тыла же на римлян аки Эомер выступает Ганник-наконец-то-лидер, пробивающийся к катапультам – главному оружию врага. Ну а далее бой разбивается на несколько частей, финал большинства которых, увы, предрешен. А ты, в свою очередь, не можешь не гордиться Спартаком и вообще «нашими». Как они этих римлян. Ну, Марк, погоди.

Стадия пятая. Принятие. Оно же Прощание.

Прошло достаточно времени, и мы уже успокоились. Мы рады, что такой сериал был. Он оставил после себя множество эмоций. Сами съемки уже были отдельной историей. Хотя, знаете, анализировать подобный сериал невероятно тяжело. «Спартак» искусно играет с нашими эмоциями. Он умело захватывает, вызывает целую бурю чувств, даже расслабляет. Зрелище старается поглотить нас целиком, заставить смотреть как некий «guilty pleasure», но в самый удобный момент не забывает порядочно оглушить. Некоторые сюжетные ходы достойны всяких похвал, действия Спартака заслуживают глубокого уважения. И вот тут-то ты понимаешь, что используя самые интересные и смелые сочетания приемов, сериал также заставляет работать и мозг. Он расслабляет, усыпляет внимание, а затем… затем Батиат убивает Суру, дабы сила его гладиатора подпитывалась ненавистью *не, ну я б так же поступил*, Илития запирает двери дома, в котором уже началась резня *так римляне, ну*,  Милита умирает от отравленного вина *так по-любому же Тит не мог умереть один*, Илития убивает Сепию, чтобы вернуть расположение своего мужа *нет, ну я же догадался*, Лукреция бросается в пропасть вместе с ребенком Илитии *да ладно, я же видел, что она безумна!*,  Марк посылает своего сына на верную смерть *хм, ну он же должен преподать ему урок*, а сын мстит ему с помощью Коры *ладно-ладно, сдаюсь*, в то время бежавшая в горы армия Спартака натыкается на возведенную стену *так, а вот это я уже мог предуга…*, которую преодолевает с помощью трупов своих же людей *уговорили*.

FrCn0wYClXA

В итоге мы получили… нет, не хороший, и даже не отличный сериал. Мы получили Starz. На «Спартаке» он «вырос» в глазах зрителей и конкурентов. Он получил отличного шоураннера. Он воспитал целый легион прекрасного каста. У него появился свой почерк. Давайте-ка дружно пожелаем, что бы он его не прохлопал.

Ну, а финал у статьи другим быть не мог.
In Memoriam of Andy Whitfield, 1971-2011



↓ Sharing is sexy! ↓
[vc_row][vc_column][vc_text_separator title="Почитать еще интересного" color="juicy_pink" css=".vc_custom_1445190336458{margin-bottom: 20px !important;}"][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width="1/2"][interactive_banner_2 banner_title="Новые сериалы сезона 2015-2016" banner_desc="Драмы" banner_image="34415" banner_link="url:http%3A%2F%2Finspectorspacetime.ru%2Ftv-series-2015-2016-drama%2F||" banner_style="style13" banner_color_title="#ffffff" banner_color_desc="#ffffff" image_opacity="1" image_opacity_on_hover="1" banner_title_typograpy="" banner_title_font_size="25" banner_desc_typograpy="" banner_desc_font_size="20" notification=""][/vc_column][vc_column width="1/2"][interactive_banner_2 banner_title="American Horror Story Hotel" banner_desc="Рекап и все самое интересное " banner_image="34418" banner_link="url:http%3A%2F%2Finspectorspacetime.ru%2Fahs-hotel%2F||" banner_style="style13" banner_color_title="#ffffff" banner_color_desc="#ffffff" image_opacity="1" image_opacity_on_hover="1" banner_title_typograpy="" banner_title_font_size="25" banner_desc_typograpy="" banner_desc_font_size="20" notification=""][/vc_column][/vc_row]
Яндекс.Метрика