Облачный Атлас — жизнь, вселенная и все остальное

0_b3021_78def0b4_XL

Облачный Атлас оставляет массу впечатлений и ни одной возможности вразумительно их передать, кроме отдельных высказываний вроде «Стерджессу идет быть азиатом». Поэтому мы решили подойти обстоятельно и кроме личных мнений (от которых мы не удержались, просим нас простить), представляем вам сравнение фильма с книгой и небольшой гид для тех, кто посмотрел, но мало что понял.

Итак, фильм и книга. Без спойлеров!

Композиция

В книге композиция очень проста и представляет собой как бы матрешку, разрезанную вдоль – так, что самая маленькая осталась целой. Истории расставлены хронологически, каждая обрывается на середине, и начинается следующая по времени история. Шестая история, расположенная композиционно в середине, рассказана полностью. После нее оставшиеся половинки рассказов следуют в обратном порядке.

В фильме Вачовски и Тыквер взяли матрешку и порубили в салат. Здесь мы умышленно не написали «винегрет», что ассоциируется с бессмысленной кашей. Это именно салат, где ингредиенты обдуманно разделены на кусочки правильного, хоть и разного размера, чтобы дать зрителю-едоку почувствовать всю полноту вкуса. Большой фрагмент одной истории прерывается небольшим, но важным в смысловом плане фрагментом из другой, затем история идет дальше, потом внезапно мы видим целый срез из мгновений, пронизывающих все истории – и эффект вжатия в кресло и катарсиса самый замечательный. Если вам не нравится сравнение с салатом, то еще более полно композицию фильма можно описать сравнением с калейдоскопом. Из разноцветных осколков складывается симметричный волшебный узор.

Герои

В книге герои ни одной из историй не похожи один на другого. Все они разные, самостоятельные личности, с ярким характером и индивидуальностью. Их связывает суть конфликтов, в которые они оказываются вовлечены. И лишь тонким лейтмотивом проходит идея о реинкарнации душ.

В фильме идея взаимосвязанности и реинкарнации подчеркнута блестящим перевоплощением актерского состава. Актеры играют по несколько персонажей, и наблюдать за ними в различных временных эпохах – истинное развлечение и удовольствие. Однако этот прием может сослужить плохую службу, поскольку сильно дезориентирует любителей поиска логических связей, пытающихся восстановить цепочку реинкарнаций. Не пытайтесь проследить все воплощения каждого актера и придать им смысл, и воспринять сюжет окажется намного проще.

Атмосфера

В книге атмосфера каждой эпохи передана искусной литературной стилизацией. Это и речь героев, и манера повествования, и динамика – все те вещи, которые позволяют в литературном варианте передать словами то, что нельзя увидеть.

В фильме все это показать визуально намного проще. Морской простор и скрип палубы, цилиндры и трости – середина 19-го века. Теплые осенние тона и изысканная мужская мода 30-х, хипповые семидесятые, наше время, футуристический мегаполис и постапокалиптические острова Тихого океана. Плотность сногсшибательной красоты на одну секунду хронометража превышает все допустимые нормы. Стоит приготовить слюнявчик, потому что челюсть не будет успевать закрываться.

Это касается и музыки, которая была центральным конфликтом одной из историй романа, и которую так старательно описывал Дэвид Митчелл. Том Тыквер вложил всю душу в создание саундтрека по письменному книжному описанию, и при отдельном детальном прослушивании (которое вам рекомендует осуществить Инспектор) вы сможете прочувствовать, сколько вложено в музыку труда.

Идея

В книге основная идея тонка и складывается из ощущений. Полностью осмыслить роман вы сможете, только дочитав последнюю историю, закрыв книгу и попытавшись охватить всю эту вселенную разумом. Сформулировать идею одним предложением (как обычно требовали на уроках литературы) здесь абсолютно невозможно. Как и сложно ее выкристаллизовать в «Тихом Доне», «Войне и мире» или «Иллиаде». Настоящий литературный эпос — это целая вселенная. Попробуйте описать одним предложением весь мир!

В фильме создатели предприняли попытку подчеркнуть основные идеи лейтмотивной системой. Подчеркивая эти идеи монтажными нарезками под нарратив одного из героев, они обозначают темы преодоления предрассудков, нравственного выбора, самоопределения и другие. Вачовски и Тыквер взяли на себя ответственность сделать  для нас выжимку основных идей книги. И у них получилось.

 

 Впечатление от Hisper

Попытка описать впечатление от «Облачного атласа» может вызвать у любого критика нервный тик. Можно предложить свой вариант осмысления рассказанных событий, попытаться беспристрастно отрецензировать каждую историю в отдельности, заклеймить фильм за излишнюю и пустую глубокомысленность. Ни одна из этих рецензий ничего не скажет вам о фильме. Он необъятный, невероятный и не поддающийся осмыслению, при этом упорно требующий оного. И я говорю только о фильме в вакууме, притворяясь, что никакой книги и нет вовсе, не о ней сейчас речь. Поток событий, историй, героев, мыслей, воспоминаний засасывает зрителя в круговорот. И дальше, как обычно, три пути — пытаться осмыслить сюжет и потерпеть полный крах, теряясь в масштабах повествования; отложить осмысление глубоких слоев и мыслей попытаться проникнуться чувствами и эмоциями героев, ощутить масштаб, посмеяться над отличными шутками и хорошими отдельными историями; не понять, додумать самому, слепить приемлемую картину из привычных штампов, разочароваться и забыть.

Этот фильм точно должен стать культовым, возможно не сразу, но со временем — несомненно. Он будет вызывать споры, различные толкования и чистую любовь, правда только ту, которую можно испытать к произведению искусства.

Вы заметили, как я ловко написал много слов, но так и не высказал своего мнения? Все просто: после титров я вытер навернувшуюся слезу и сразу осознал, что не понял ничего. Фильм произвел неизгладимое впечатление, он был прекрасен и дал мне нечто новое, что я хотел получить, но осознать смысл этого подарка не очень получается. Только после пересмотра, возможно не одного, и прочтения книги, я вероятно приду к каким-то выводам, а может и нет.

Впечатление от Kali_Shakti

Главное чувство, которое по прошествии некоторого времени после просмотра громко заявляет о себе — это неудовлетворенность. Этот фильм сгустком экшна, комедии, фантастики, драмы, этим эпиком, этим эклектичным и невероятным впечатлением будто ударом приходится где-то в область солнечного сплетения. Заставляет вытаращить глаза и судорожно хватать воздух открытым ртом. Впечатление от «Облачного атласа» я, с вашего позволения, проиллюстрирую цитатой из «Автостопом по галактике»: «эффект от коктейлия «пангалактический грызлодер» сравним с тем, как если бы вам вышибли мозги лимонной долькой, в которую завернут большой золотой кирпич». И тут уже дело вкуса, нравятся ли вам необъяснимые ощущения или нет. Попытки охватить, устаканить все в голове и выдать однозначное мнение — бесплодны. От этого только хочется еще раз пойти и пересмотреть. А возможно, и еще. Каждую историю фильма хочется увидеть полностью, в полнометражном формате. Я бы не отказалась от 12-часовой киноэпопеи с антрактом. Потому что Вачовским и Тыкверу удалось сделать каждую историю захватывающей, яркой визуально и динамичной сюжетно. Здесь есть и фирменный эффектный экшн от Вачовских, которого, кажется, слишком мало — настолько он концентрированный и крутой. Здесь и утонченная драма, которой, кажется, тоже слишком мало. И искрометная комедия. И авторский философский пост-апокалипсис. И стильный исторический детектив. И именно это станет главной причиной плохих оценок критиков и зрителей. Слишком много разного, слишком красиво, слишком насыщенно. Это эпический, грандиозный, ошеломляющий и прекрасный провал. Посмотреть этот фильм нужно обязательно. Иначе история вам не простит.

 

FAQ по «Облачному Атласу»

(Спойлеры самые незначительные)

Что это за история с Томом Хэнксом и Халле Берри? Когда это и где?

История происходит в далеком будущем, после Падения (под которым подразумевается некое катастрофическое для Земли событие). Место действия – острова в Тихом океане, предположительно Гавайи. Там диким образом живут скотоводческие племена. Среди них есть мирные оседлые – жители Долины (к которым относится козопас Закри – герой Тома Хэнкса). Есть воинственные кочевники коны – всадники в жутком раскрасе. Вне островов живут так называемые «пророки» (которые на самом деле просто люди, не деградировавшие обратно до каменного века, а сохранившие блага технического прогресса). Эти «пророки» вымирают. Поэтому они пытаются найти ключ к возрождению в племенах Долины, наладив с ними контакт, а также (это уже только по фильму) — контакт с внеземными колониями, который был утерян.

Кто в итоге центральный герой, чья душа реинкарнируется?

Этого героя нам обозначили родинкой в виде кометы. Реинкарнаций одной и той же души, воплощенных одним актером — НЕТ. На самом деле, в фильме, как и в книге, это абсолютно не важно. Реинкарнация здесь – лишь идея. И то, как в разных эпохах разные герои решают разные, но в глубине своей очень похожие конфликты – лишь этому стоит уделять внимание.

Кто это в цилиндре нашептывает что-то на ухо Закри — герою Хэнкса?

CLOUD ATLAS

Это дьявол, которого жители Долины называют Старым Джорджи. Возможно, это какое-то гипертрофированное остаточное воспоминание о реальной личности из далекого прошлого, а может и нет. Джорджи иллюзорен и существует в голове у Закри. Враждебность и подозрительность по отношению к «пророчице»-чужеземке Мероним вполне оправдана, но олицетворяется в сказочно-лубочном образе дьявола.

Как клон-фабрикантка Сонми стала богиней для племени Долины в будущем?

Она стала символом свободы-равенства для своего времени (как Че Гевара). Племена Долины довольствуются обрывочными данными о прошлой истории, утрируя все до своего первобытного понимания. Поэтому почитаемая людьми прошлого как человек, Сонми стала для людей будущего — богиней. Очень глубокомысленно в религиозном плане, кстати.

Для тех, кто запутался во взаимосвязях:

Стряпчий Адам Юинг в 19-м веке плывет на корабле в Сан-Франциско и ведет свой морской дневник-журнал. Композитор Роберт Фробишер в 30-х читает изданный потомками Юинга корабельный журнал, а сам пишет секстет для оркестра «Облачный атлас», а также переписывается со своим любовником и другом ученым профессором Руфусом Сиксмитом. В семидесятых годах журналистка Луиза Рей ведет расследование, причиной которого стало заключение Сиксмита об опасности взрыва реактора на станции Суоннеке. Она читает взятые у него письма Фробишера и слушает пластинку с секстетом, чувствуя сильное дежа вю. Издатель Тимоти Кавендиш живет в 2012 году и читает на досуге книгу о расследовании Луизы Рей. Сонми-451 живет в 23-м веке и смотрит фильм о Тимоти Кавендише. Козопас Закри живет в постапокалиптическом будущем и почитает Сонми как богиню.

Дорогие читатели! Если у вас есть непонятные моменты и вопросы по фильму — не стесняйтесь спрашивать в комментариях, мы с удовольствием ответим и дополним ими запись!

Cloud AtlasCLOUD ATLASCLOUD ATLASCLOUD ATLASCLOUD ATLASCLOUD ATLASCLOUD ATLASCLOUD ATLASCLOUD ATLASCLOUD ATLAS

↓ Sharing is sexy! ↓
[vc_row][vc_column][vc_text_separator title="Почитать еще интересного" color="juicy_pink" css=".vc_custom_1445190336458{margin-bottom: 20px !important;}"][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width="1/2"][interactive_banner_2 banner_title="Новые сериалы сезона 2015-2016" banner_desc="Драмы" banner_image="34415" banner_link="url:http%3A%2F%2Finspectorspacetime.ru%2Ftv-series-2015-2016-drama%2F||" banner_style="style13" banner_color_title="#ffffff" banner_color_desc="#ffffff" image_opacity="1" image_opacity_on_hover="1" banner_title_typograpy="" banner_title_font_size="25" banner_desc_typograpy="" banner_desc_font_size="20" notification=""][/vc_column][vc_column width="1/2"][interactive_banner_2 banner_title="American Horror Story Hotel" banner_desc="Рекап и все самое интересное " banner_image="34418" banner_link="url:http%3A%2F%2Finspectorspacetime.ru%2Fahs-hotel%2F||" banner_style="style13" banner_color_title="#ffffff" banner_color_desc="#ffffff" image_opacity="1" image_opacity_on_hover="1" banner_title_typograpy="" banner_title_font_size="25" banner_desc_typograpy="" banner_desc_font_size="20" notification=""][/vc_column][/vc_row]
Яндекс.Метрика