Первым фильмом Амфеста 2013 стала картина Александра Пэйна «Небраска», получившая Золотую пальмовую ветвь за лучшую мужскую роль (Брюс Дерн). Российские дистрибьютеры еще не приобрели права на прокат «Небраски», поэтому, возможно, у вас есть единственный шанс увидеть фильм на большом экране в программе Амфеста 29 сентября.
Оригинальное название — Nebraska
Жанр — драмеди
Длительность — 115 мин.
Кастинг — Брюс Дерн, Уилл Форте, Джун Скуиб, Боб Оденкёрк
Режиссер — Александр Пэйн
Сегодня черно-белое кино, если режиссер не какой-нибудь Вуди Аллен, воспринимается как пижонство и претенциозность. Однако о «Небраске» этого сказать нельзя. Лишенная цвета картинка удивительно созвучна унылой местности захолустных штатов, угасающим провинциальным городкам и населяющим их скучными обывателям.
Самым ярким событием за последние несколько лет для одного из таких бесцветных городишек становится возвращение миллионера Вуди Гранта, балансирующего на грани Альцгеймера. Он выиграл миллион долларов в лотерею и едет в Линкольн, штат Небраска — обналичить чек. На самом деле нет. В Линкольн старика везет его сын Дэвид, и Вуди ничего не выиграл, это обычный лохотрон. Дэвид из жалости устроил это нелепое путешествие, чтобы провести время с отцом и повидать дальних родственников. В ходе поездки он узнает о своей семье много такого, чего бы знать не хотел.
В жанре независимого драмеди о семье трудно сказать что-то новое. Этого и не требуется. Требуются искренность, приятные персонажи и легкость — тогда статичные планы сельхозугодий американской глубинки не будут казаться натужным снобизмом современного художника, создающего арт-объекты. Все те черты, которых полностью лишен, например, близкий по проблематике семейных отношений в американской глубинке «Июньский жук».
Александр Пейн с юмором рассказывает о долге, старости, любви и смерти. Ему удается донести свои мысли до зрителя, не усыпив его, но и не ударяясь в фарс или постыдный балаган. Ценный навык, которым еще предстоит овладеть российским режиссерам.
«Небраска» закрыла условную роуд-муви трилогию Пейна, и стала лучшим фильмом в ней, а, может быть, и во всей фильмографии режиссера. Ценителям независимого кино «Небраска» обязательна к просмотру.