Итак, встречайте 10-е место топа лучших фильмов года по версии Инспектора — «Элизиум: Рай не на Земле» Нилла Бломкампа.
Голосование редакции: 12 баллов
Восхитительный техногенный мусорный шик. Помните? Киберпанковская эстетика, фавеллы с йоханнесбургским колоритом и пыльный металлолом превращают «Элизиум» в праздник для эстетов от научной фантастики. Главный герой вооружен фоллаут-стайл пушками, одет в экзоскелет и даже имеет собственный пип-бой. У Нилла Бломкампа безупречный вкус. За всем этим визуальным пиршеством стоит целый комплекс социальных противоречий, в котором угадывается проблема «золотого миллиарда», перенаселение в странах третьего мира, экстремальное социальное расслоение и другие болезни современного общества. Однако идеи в антиутопиях доведены до абсурдного состояния — это полный максимализм, черное и белое. В мире «Элизиума» контраст достигает высшей точки, обнажая остроту тех конфликтов, которые сглажены в реальном мире. Здесь кроются как достоинства, так и недостатки и фильма, да и всего жанра в целом.
«Элизиум» запомнился нам своими персонажами. Здесь, традиционно для киберпанка, атрибуты которого вовсю эксплуатируются Бломкампом, нет героя, выступающего против несправедливости вселенной. Макс (Мэтт Деймон) затеял все это ради спасения себя самого и до конца действовал в собственных интересах, лишь в финале превратившись в вынужденного героя. Антагонист фильма — одиозный наемник Крюгер (Шарлто Копли) — вполне способен стать лучшим злодеем года. Копли был неузнаваем, блестящая актерская работа.
Одним из достоинств «Элизиума» стал удачный баланс разговоров о высоком и жесткого экшна. Герои не пускаются в длинные пространные монологи о социальном неравенстве — высказавшись по существу, они выдают крутой и суровый экшн, с перестрелками с использованием негуманных видов боеприпасов, с драками в экзоскелетах (негуманными). Режиссер не побоялся взрывами гранат отрывать лица своим героям и аннигилировать их до состояния кровавого тумана. Жестокий экшн — жестокому миру.
«Элизиум» одним кадром
Почему 10 место: Несмотря на безумно стильную картинку и взрослую проблематику фильма, «Элизиум» не смог подняться выше в нашем топе из-за ложки дегтя в виде сценарных глупостей и завышенных ожиданий. Всем хотелось «Район №9» с бюджетом, но надежды не оправдались. Сыграло свою роль и то, о чем Нилл Бломкамп постоянно повторял в интервью: многие восприняли финал, как неприкрытое морализаторство. Чему здесь удивляться, когда зрителю впаривают историю больных маленьких девочек, словно попрошайки в электричке. Это пошло. Однако мы влюблены в визуальную составляющую «Элизиума»! Поэтому, закрывая глаза на его объективные недостатки, мы ставим фильм Бломкампа на 10-ю позицию нашего топа и желаем южноафриканскому режиссеру стать лучше в новом году и продолжать радовать нас своими фильмами.