Mordor.Net или как я любил и ненавидел Fringe

С Fringe у меня сложились сложные отношения. Будучи большим фанатом Lost, я никак не мог избежать суеты по поводу нового проекта от его авторов. Тогда еще было принято безоговорочно верить в Джей Джей Абрамса и компанию и бросать все дела, чтобы увидеть их новое шоу. К сожалению, их победоносная поступь завершилась едва начавшись. «Остаться в живых» фактически остался последним их хитом, а все новые сериалы терпели фиаско, порой закрываясь после первого сезона, а то и раньше, как в случае с «Семейными тайнами» (Undercovers). Студия Bad Robot к тому времени уже облюбовала большой экран, взорвав умы зрителя выпуском «Монстро» и готовясь перезапустить Star Trek. Телевидение стало второстепенной сценой для их выступления. Даже Lost уже досматривали на морально волевых. И вот в такой нестабильной обстановке появился Fringe.

Лично я в итоге был не готов к тому, что сериал окажется процедуралом, где в одном эпизоде раскрывают одно загадочное дело. Родившуюся на первых минутах эпизода тайну разгадывали в финале и уходили на покой. Четко выполняя свою работу, герои Fringe, на фоне своих коллег из Lost, вынужденных бороться с тайнами на протяжении нескольких сезонов, виделись сверхлюдьми. Интрига умирала едва зародившись. Прочувствовать все напряжение происходящего не удавалось, а сериал продолжал выступать на территории «Секретных материалов», каждый раз представляя все новых и новых «монстров недели». Будучи не особо большим любителем такой сериальной структуры, я даже подумывал о том, чтобы бросить просмотр. Почему этого в итоге не произошло — сказать сложно. Видимо, тогда, смотря не так много разных шоу, я старался давать им шанс развиться в что-то большее, показать себя во всей красе. Тогда уже я принимал решение о продолжении просмотра. И это зачастую давало свои плоды. Очень многие крутые сериалы могли быть мною в итоге проигнорированы, забрось я просмотр на начальных эпизодах. Как результат — подавляющее их число оправдывало все авансы.

Fringe не стал исключением. Но сделал это по-своему. Когда казалось, что подобной структурой повествования шоу ведет себя в могилу скуки и отчаянья, оно продемонстрировало наличие у себя второго дна. В прямом смысле. Для тех, кто в курсе, существование в этой истории альтернативной вселенной не будет сюрпризом. Остальные пусть не считают это спойлером. Ведь, по сути, с этого момента сериал только начался. Все эти эпизоды с законченной историей были лишь прелюдией к глобальному, в рамках Fringe, сюжету.

Так вот, авторы дали зацепку. Оправдали наличие «монстров недели», дали объяснение всему тому, что происходило ранее в сериале. Все эти напасти, что случались с героями — результат взаимодействия параллельных вселенных, где живут те же люди. Только вот в жизни они совершали иной выбор, оттого развитие этих миров пошло по другому пути, рождая все больше различий. Но эти миры жили бы себе спокойно, не подозревая о существовании друг друга, не решись один из персонажей изменить ход истории, нарушив баланс и обманув саму смерть. Это послужило катализатором для разрушения одной вселенной и появлению в другой всех этих проблем, что так усердно разрешались героями ранее. Не буду вдаваться в подробности. Кто смотрел — тот в курсе, для остальных это будет трудно объяснить здесь и сейчас. Тем более, что речь не совсем об этом.

А о том, что с того момента процедурал превратился в нечто иное. Вертикальный сериал стал, если позволите, диагональным. Да, тут порой все так же расследовали дело за 45 экранных минут, но к этим историям добавилась необходимость развивать глобальный сюжет. Оттого появлялось все больше тайн и вопросов, и это явно освежало действие. Как бы странно это ни звучало в случае с псевдонаучным сериалом, но в нем наконец появился смысл и цель. Сценаристы закинули удочку, которая уже могла удержать у экрана больше зрителей. Именно тот момент, за который мы любили Lost: ты ничего не понимал, но у тебя было желание в этом разобраться и дождаться ответов. И к чести команды авторов Fringe, у них это получалось лучше, чем у авторов «Остаться в живых». Все потому, что плодя новые вопросы, они не уклонялись от прямых ответов. Да, вселенные сериала росли от эпизода к эпизоду, но постепенно они и раскрывались для зрителя, не делая из него ничего не понимающего идиота.

Да, во всей этой суете Fringe будто бы и не было смысла. Шоу очень легко манипулировало своей загадочностью, переиначивало события для собственного удобства, но это не вызывало раздражения. Куда большей проблемой виделось нежелание авторов всерьез браться за глобальный сюжет. В то время, когда на экране действительно решались судьбы миров, они могли попросту об этом забыть и выпустить эпизод с очередным «монстром недели» и даже не вспомнить о своей главной цели. Это было похоже на искусственное растягивание сезона до нужного количества эпизодов. Да, новые дела главных героев по-прежнему были следствием взаимодействия двух вселенных, но сценаристы упорно продолжали держать глобальный сюжет на привязи, выпуская погулять лишь на пару минут. Как если бы случилась в мире ядерная война, а репортеры с телевидения посвящали свои сюжеты рассказам о последствиях радиации, изменившей сорт яблок «антоновка», и лишь вскользь упоминая, что мир лежит в руинах. То есть, перетерпев все эти эпизоды без ответов на вопросы, оказавшись на пороге раскрытия тайны, все, что нам оставалось, так это по велению сценаристов продолжать жить в неведении.

Для меня это стало переломным моментом. Только-только втянувшись в эту историю, меньше всего мне хотелось тратить время на проходные эпизоды. Я проклинал сценаристов, ругался с поклонниками сериала, бросал просмотр. Мне казалось, что авторы просто не хотят заниматься очевидными вещами. Они продолжали копаться в грязи, безуспешно выискивая в ней драгоценные камни, не обращая внимания на то, что у них под носом золотая жила. Мне было плевать на выстроенную сценаристами и персонажами логику, мне нужен был сериал, полноценно раскрывающий вопрос о параллельных вселенных. Вы знаете, это было то самое чувство, когда тебе, наивному, кажется, что ты знаешь лучше всех. Вроде того, что эй, ну-ка дайте мне доступ к сценарию, я решу все ваши чертовы проблемы и заставлю этот механизм работать на всю катушку. К черту вертикальный сюжет, к черту эти заигрывания. Я знаю как лучше!

Так вот. Я ошибался.

Дело в том, что финальный пятый сезон по мере сюжетных обстоятельств, стал абсолютно горизонтальным, без всяких уточнений. Более того, иначе как спин-оффом его трудно назвать. Все это время сериал висел на волоске от закрытия. FOX все время смущали рейтинги, а создатели шоу все время были вынуждены на них оглядываться. Очевидно, что внезапное закрытие не позволило бы раскрыть все их задумки, поэтому все время нужно было ходить на поклон к боссам и надеяться на то, что зрители не сбегут окончательно. Так вот, в головы к сценаристам, конечно, не залезешь, но есть подозрение, что эта ситуация привела к тому, что финал всего сериала случился в финале же 4 сезона. Именно тогда четырехлетнюю историю Fringe привели к логичному окончанию, раскрыли все факты и дали героям, наконец, во всем разобраться. Да, хотелось бы, конечно, какого-то более впечатляющего окончания истории, но что есть, то есть. Незадолго до этого псевдофинала сценаристами была закинута удочка на следующий год. Это было свежо и интригующе, но честно говоря, они спокойно могли это проигнорировать, закройся сериал все-таки раньше.

Я ошибался, утверждая, что такому сериалу нужна именно горизонтальная структура. Пятый сезон, при всех его достоинствах, был мукой. Он очень грамотно нагнетал ситуацию, разводил мрачность и безнадегу, но просто не держал темп. Сериалу откровенно не хватало сиюминутного катарсиса. Весь сезон был прелюдией к развязке. Главные герои, наконец, действительно стали главными, и вся история крутилась только вокруг них. Они решали свои личные задачи, редко контактировали с кем-то еще. Мир Fringe, до того регулярно расширяющийся за счет новых происшествий и их жертв, сомкнулся на четырех главных фигурах. И теперь, когда им нужно было править балом, музыка отказывалась играть. Было интересно увидеть какие-то отсылки к ранним победам героев, увидеть какую-то небольшую связь их настоящих и прошлых, но в рамках всей вселенной шоу пятый сезон — явный изгой. Попытка стать чем-то большим Fringe не удалась. Видимо дело в том, что я все-таки привык к этой нестабильности сериала, с его вечным затягиванием общей истории, псевдонаучностью и дуростью. И именно это помогало держаться на финишной прямой и мириться с нововведениями. Это то, что заставляло ждать финала и бежать его смотреть, как только он появится. Полностью изменившись, шоу держалось на своем прошлом наследии, и трудно его за это винить.

Я полюбил Fringe на исходе четвертого сезона, понял, что мне все-таки будет его не хватать, ведь он — один из немногих процедуралов, что я смотрю. А чтобы переплюнуть его в безумии и изобретательности, конкурентам нужно будет очень постараться. Более того, Fringe легко можно было бы пропустить, не смотреть. Не такой уж это важный для ТВ сериал. Его упорно игнорировали академики и журналисты, не присуждали не то, что премий, даже номинаций. Великолепный Джон Ноубл остался без своих заслуженных Эмми, кажется, во многом из-за некой неформатности шоу в рамках этой награды. Посмотрите, кого из года в год там номинируют. Нельзя ничего плохого сказать об этих людях, но сами академики явно зациклились на одних (пусть и прекрасных) актерах, совершенно не глядя по сторонам. Fringe был вне этой системы. Сериал просто работал над собой, собрал вокруг себя преданных фанатов и не лез на рожон. Те, кто не увлекся им с самого начала, сейчас тренируются в саркастичности и вопрошают о том, какого черта этот сериал столько шел и почему его зрители вообще продолжают смотреть и обсуждать.

Fringe — это такой привет из прошлого. Сериал второй волны, подхватившей знамя первопроходцев, ушедших на покой. Возможно, один из последних подобных сериалов. Где-то глупых, выводящих из себя, но умеющих вернуть расположение уставшего зрителя парой удачных эпизодов. Сейчас вообще трудно представить, что такой нестабильный проект может продержаться в эфире так долго. Эфирное вещание стало еще требовательней. Каналы вырезают неудачные проекты пачками, а качественных новинок не прибавляется. «Грань» продержалась до конца, рассказала сразу три истории из разных миров и ушла на заслуженный покой. Я часто ругал Fringe, но сейчас понимаю, что многое бы упустил, не начни пять лет назад просмотр. Это стоило того.

↓ Sharing is sexy! ↓
[vc_row][vc_column][vc_text_separator title="Почитать еще интересного" color="juicy_pink" css=".vc_custom_1445190336458{margin-bottom: 20px !important;}"][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width="1/2"][interactive_banner_2 banner_title="Новые сериалы сезона 2015-2016" banner_desc="Драмы" banner_image="34415" banner_link="url:http%3A%2F%2Finspectorspacetime.ru%2Ftv-series-2015-2016-drama%2F||" banner_style="style13" banner_color_title="#ffffff" banner_color_desc="#ffffff" image_opacity="1" image_opacity_on_hover="1" banner_title_typograpy="" banner_title_font_size="25" banner_desc_typograpy="" banner_desc_font_size="20" notification=""][/vc_column][vc_column width="1/2"][interactive_banner_2 banner_title="American Horror Story Hotel" banner_desc="Рекап и все самое интересное " banner_image="34418" banner_link="url:http%3A%2F%2Finspectorspacetime.ru%2Fahs-hotel%2F||" banner_style="style13" banner_color_title="#ffffff" banner_color_desc="#ffffff" image_opacity="1" image_opacity_on_hover="1" banner_title_typograpy="" banner_title_font_size="25" banner_desc_typograpy="" banner_desc_font_size="20" notification=""][/vc_column][/vc_row]
Яндекс.Метрика