Grand Theft Auto 15th Anniversary

В эти дни знаменитая игровая серия Grand Theft Auto празднует свое пятнадцатилетие. Год назад 10 лет исполнилось GTA III, пару недель назад того же возраста достигла Vice City, а непосредственно 8 ноября 1997 года на свет появилась самая первая часть игры. Та самая, с видом сверху. Однако, с вашего позволения, в этой статье мы поговорим о трехмерных частях серии, сделавших этот сериал культовым среди игроков со всего мира.

Инспектор предупреждает! Было принято решение не делать каких-то экскурсов в историю и не вспоминать детально каждую часть игры, как это было, например, с серией Fallout. Вместо этого Инспектор выдал карт-бланш главному фанату GTA в редакции — Dark Mordor — на написание личных воспоминаний, связанных с игрой. Именно поэтому за весь последующий текст несет ответственность только он, и все претензии только к нему, мы умываем руки!

Можно бесконечно долго говорить о том, что все эти видеоигры — баловство и пустая трата времени. Возможно, так оно и есть. А может быть игры — такое же полноправное развлечение, как кино, театр или спорт. Просто их предпочитают люди более увлекающиеся. Хотя и случайные прохожие с развитием технологий составляют большую часть игрового сообщества. Это я все к тому, что не стоит воспринимать этих людей как каких-то лентяев и потерянных. И уж тем более — видеть в каждом поклоннике серии GTA потенциального маньяка и угонщика автомобилей. Или тех, кто с выпученными глазами и пеной у рта будут рассказывать о своих приключениях в игре.

Вот теперь вы готовы к последующему тексту.

Grand Theft Auto III

(2001)

Появление в моей жизни GTA III совпало с покупкой первого компьютера. Еще осторожно осваивая новую технику, я слышал бесконечные восхищения окружающих этой игрой. Шутка ли, там можно было свободно перемещаться по городу, таскать с собой арсенал целой армии и с упоением пускать его в ход, устраивая форменный геноцид населения, включая армию и полицию. Мало кого тогда интересовали такие понятия, как сюжет и прописанные персонажи. Ты просто брал в руки местную M-16, сносил несколько голов прохожих, выпускал очередь по проезжающим машинам и ждал заполнения «звездочек розыска», чтобы повеселиться с вооруженными соперниками, спаунящамися на каждом углу. Либо ты мог воспользоваться читами, любезно предоставленными твоими друзьями, раздать населению смертоносные игрушки и стравить их между собой. Локальный апокалипсис, беспредел, никакого наказания. И так часами напролет. Это никогда не надоедало.

Я вообще считаю, что тот самый первый остров из третьей Grand Theft Auto является самым лучшим «городом», как мы тогда его называли. Portland — небольшой, но такой уютный, изученный вдоль и поперек. Ты всегда знал расположение бронежилета и звездочек для откупа от полиции. Знал, что в местном выставочном салоне можно раздобыть Banshee — самую резвую тачку в игре. Знал, что в тоннеле по соседству тусуются бомжи, убив которых ты мог стать обладателем коктейля Молотова и устроить барбекю из прохожих. Проезжая по улицам, ты сетовал на количество рекламных проспектов, что валяются на них, аккуратно объезжал вечные дорожно-ремонтные работы в одном из переулков, уворачивался от летящих тебе в спину выстрелов и ругательств от шастающих по улицам триад (No money no problem), ждал определенного часа, чтобы завладеть багги BF Injection, появляющегося в одном из дворов, с вечно звонящим телефоном. Это был твой город, и ты мог делать с ним все, что захочешь. С ростом масштабов в следующих играх такого эффекта уже не было. Хотя и там были свои преимущества. Но Portland родней, и в него всегда приятно вернуться даже сейчас.

 

Либерти-сити времен третьей части был вечно пасмурным городом. То и дело шел дождь или спускался туман. Все это еще больше добавляло атмосферности игре и все больше делало ее похожей на реальность. Вряд ли многие из нас в то время могли похвастаться видом на океан и пальмы из своего окна. Очень согревало в этой игре (помимо огнемета, конечно же) радио, которое также считаю лучшим во всей серии. И лишь потому, что именно в этой игре слушал его чаще, чем в других. Это необъяснимое чувство чего-то неожиданного, когда ты впервые садишься в машину, а тебе в уши вещает ведущий Head Radio и ставит реальную музыку. Ты от удивления жмешь «вперед», понимаешь, как это круто, и даже не замечаешь прохожих, которые уже хрустят под колесами или разбегаются от тебя во все стороны.

Grand Theft Auto: Vice City

(2002)

Еще не успев наиграться в третью часть, мы были осчастливлены выходом новой игры. Vice City сразу же выделился на фоне коллеги, и отношение к нему было изначально скептическое. Розовый шрифт в названии? Какого черта? Это мужская игра! Никто в то время еще не мог оценить эти отсылки к Майами и известному полицейскому сериалу. Хотя это и не нужно было. И так уже, казалось бы, идеальная третья часть, была улучшена и расширена. Сколько восторгов вызвало появление в игре мотоциклов и нормальных летательных средств! Все помнили чудеса на виражах на Dodo из «трешки» и косо поглядывали на местное разнообразие вертолетов. Но хвала разработчикам, которые исправили управление, и со временем, узнав по ходу игры о всех возможных точках хранения летательных аппаратов, они стали чуть ли не главными транспортными средствами в игре. Теперь не нужно было искать места для въезда на многочисленные мосты, чтобы попасть на другой остров. Можно было легко преодолеть это расстояние по воздуху. Это было как новое измерение! Чистый восторг!

Vice City так же ознаменовал собой приход нескольких оружейных наборов для игрока. Теперь не было универсального чита (gunsgunsguns, you know) для смертельных игрушек. Это были три варианта сбалансированных, но очень разных комплекта вооружения. Плюс, в игре появилась возможность  почувствовать себя совсем уж маньяком и использовать молотки и отвертки отнюдь не по назначению. Что было не очень интересно, а в игре так и вовсе понадобилось единственный раз. Но все это мелочи, не имеющие отношения к делу в целом. Было бы странно, обсуждая знаменитую Vice City, не упомянуть об ее антураже, за которую ее так любят и ценят до сих пор.

Шутка ли, но многие считают эту игру лучшей в серии. Пожалуй, именно с этой игры стало совсем очевидно, что Rockstar — истинные мастера подачи и способны детально реконструировать целые эпохи. Все-таки, 2001 год в GTA III соответствовал времени выхода игры, а оценить 2013-ый из второй части было трудно по понятным причинам. В Vice City разработчики использовали все главные черты, чтобы достоверно передать дух 80-х. Ночные набережные, светящиеся неоновым светом, яркое солнце, пробивающееся через пальмовую листву, девушки в бикини, роскошные авто и дизайнерские костюмы на персонажах. Казалось, будто улицы были посыпаны кокаином, оттого все окружение становилось ярче и безумнее. Именно с этой GTA все молодые игроки начали действительно вникать в сюжет, а не нервно жать на кнопки, чтобы пропустить заставки между миссиями. Rockstar с упоением цитировал «Путь Карлито», «Лицо со шрамом» и все тот же «Майами Вайс». Финальный аккорд Томми Версетти так и вовсе был в стиле Тони Монтаны, и именно вам предстояло написать для него счастливый финал этой истории.

Больше возможностей, больше свободы и больше воспоминаний. Между продолжительными сессиями в игре друзья созванивались и делились впечатлениями. Рассказывали, как один угнал катер и просто отправился в закат, пока не уперся в ненавистную невидимую стену. Другой хвастался тем, что захватил вертолет Апач и устроил местным жителям локальный Вьетнам. Третий сообщал о том, как отправившись в местный гольф-клуб, вынужден был оставить свое оружие за рамкой охраны, поэтому он долгое время гонялся за жертвой по зеленому игровому полю, пока не поймал и не забил того клюшкой. Четвертый скрипел зубами и проклинал какой-то игрушечный вертолет и проклятые высотки. Пятый его успокаивал и сообщал, что для дальнейшего прохождения игры и не обязательно тратить нервные клетки на этот кошмар. Шестой не прошел еще ни одной миссии, зато делился тайными способами для того, чтобы попасть на второй закрытый остров. Седьмой говорил о своей бизнес-империи и скромно упоминал о том, что вчера сам торговал мороженным из своего фургона под названием «Mr.Whoopee».

Vice City был эдакой золотой серединой этой игровой серии. Она была достаточно разносторонне развита и предоставляла массу возможностей для маневра, но еще и  обладала сюжетом, который к середине игры не успевал утомить и был интересен до самого кровавого финала. Последующие игры серии дружно заболели гигантоманией, что многим почему-то не понравилось. Хотя лично скажу, что при таких возможностях был только этому рад. Однако повторюсь, именно Vice City была идеально сбалансирована и могла не понравится лишь ярым противникам жанра и розового цвета.

Grand Theft Auto: San Andreas

(2004)

Grand Theft Auto: San Andreas уже ждали целенаправленно. Тем более, что выходила она уже не на следующий год, и было время наиграться всласть и даже немного соскучиться по новой части. Именно в то время самой горячей темой для обсуждения среди любителей игр были слухи о возможностях героя в новом GTA. Говорили и о том, что мы наконец научимся плавать, и о том, что раз в Vice City были NPC на роликах, то и тут нам тоже дадут на них покататься, да и на скейтборде в придачу. Самые смелые предполагали, что местом действия станет целая страна, другие же поддакивали и ждали приключений прямо в России. Это было прекрасное время, когда люди сами себе придумывали игру своей мечты, основываясь лишь на чьих-то домыслах и предположениях. Они представляли что-то совсем уже необъятное и легко способное навсегда переселить их в этот свободный виртуальный мир. Игровую прессу к тому времени я лишь начинал читать, а домашний интернет позволял максимум увидеть пару десятков голых девушек за несколько часов, что уж там было говорить о полноценном изучении игровых порталов.

Но именно благодаря сети я узнал первые достоверные подробности об игре. Каким-то чудом наткнувшись на сомнительную ссылку с «роликом новой гта», прождав чуть ли не пару часов, пока скачается хилый архив с видео, я увидел ЭТО. Минутный тизер с веселенькой музыкой, женскими стонами на фоне (еще была мысль, что вместе с видео скачал что-то еще) и нарезкой кадров дал больше простора для мечтаний, чем все эти многочисленные разговоры и обсуждения с друзьями. Боже, на видео был велосипед! Господи, он только что нарисовал что-то на стене! Они играют в баскетбол! И в бильярд! Они танцуют! Их машина скачет! Большой самолет! Какого-то черного парня постригли! И он перелез через забор! Ну, то есть, понимаете, такие бессвязные эмоции от непонятного чего, увиденного на видео не самого лучшего качества. Стоит ли вообще говорить о том, что вплоть до выхода игры этот тизер многократно пересматривался с желанием высмотреть что-то еще? И если бы тот мой компьютер сейчас еще работал, то среди многочисленных файлов можно было бы найти тот самый ролик, все так же хранящийся в архиве.

Живя в небольшом городке, можно и не рассчитывать, что старт продаж какой-то большой игры начнется у вас день в день со всеми остальными. Более того, вряд ли вообще можно было надеяться на какие-то особые игровые копии, не говоря уже о лицензионных. В то время такое слово было чуть ли не ругательством. Уж тем более никто не знал, что эту игру у нас в то время никто официально и не издавал. Все было еще сложней, но интересней. В тот же день, когда по городу поползли слухи о том, что в одном из магазинов кто-то видел San Andreas, я стоял перед прилавком в ожидании того, как продавец запишет мне на болванку эту игру! Ни капли сомнения в оправданности этого действия у меня не было. Да кому вообще какая разница, что нарисовано на диске, когда сам он содержит в себе GTA?! И пусть где-то урезанную, где-то недопереведенную, а где и переведенную так, что лучше бы и не стоило. Пусть она безбожно тормозила и устанавливалась лишь у избранных и после особых шаманских танцев. Самое главное, что это та самая San Andreas. И уже никого не волновало, сбылись ли их прогнозы или нет.

И вот тут уже моя очередь говорить о лучшей части GTA. Именно приключения в штате Сан Андреас являются высшей точкой развития всех геймплейных утех третьего поколения франчайза. Здесь наконец-то избавились от раздражающих условностей вроде невозможности плавать или перелезать через заборы. Местные транспортные средства не поддаются исчислению на глаз. Лишь всячески игровые базы дадут вам четкое представление о ее размере. Сама игра получила некие RPG-свойства и вслед за прокачкой персонажа чуть ли не достигла масштабов серии The Elder Scrolls. Быть может, не столь проработанного, но уж точно способного увлечь на долгое время. Во многом этому способствовали многоступенчатые миссии, которые уже не ставили тривиальных задач вроде «приехал — убил — уехал», а были куда разнообразнее и масштабнее. Порой даже за гранью здравого смысла, что ничуть не вредило игре. Но было и еще кое-что.

Будучи историей об обычных парнях из гетто, про все эти их конфликты с конкурирующими бандами, войной за каменные джунгли и внутренними разборками, она так и могла бы остаться все той же GTA, что и предыдущие. Если бы не один момент, когда после одной из миссий волею судеб вы не оказались в какой-то зачуханной деревеньке, вдали от родного дома, без средств к существованию и с оборванными связями. Именно в этот момент простые разговоры о «целом штате возможностей» были подтверждены. Теперь по сюжету вам нужно было вновь подниматься к вершине, еще недавно бывшей на расстоянии вытянутой руки. Да, никто не запрещал вам сесть в машину и проехав с десяток километров вернуться на Гроув-стрит к своим черным братьям. Но делать этого не хотелось. Именно в этот момент GTA получила 100 дополнительных баллов, стала в несколько раз больше и разнообразнее и предоставила невиданный доселе уровень свободы в серии.

Даже сейчас, когда San Andreas, кажется, изучена вдоль и поперек, есть подозрение, что все равно что-то было упущено. Помимо тех дополнительных функций, что подсовывала вам игра по мере прохождения, осталась еще огромная часть сторонних и дополнительных заданий, каких-то необязательных миссий и историй. Этот мир возможностей скрывал в себе все, что только можно было представить. И даже не ждите хотя бы примерного перечисления. Просто знайте, что путешествуя по штату Сан Андреас, вы могли бы найти развлечение на любой вкус. Поистине грандиозная игра, поставившая жирную точку для больших игр третьего поколения серии. Единственное, что смущало уже тогда, а сейчас и вовсе кажется кошмаром — это графическая часть игры. Всем давно было понятно, что помимо геймплейных новинок GTA было просто необходимо визуальное обновление. Поэтому мы попрощались с ней на долгих 4 года.

«Карманная» Grand Theft Auto

Хотя пока номерная часть была в глубокой разработке, команда Rockstar Leeds подсуетилась и выпустила две игры для портативной консоли PSP. Grand Theft Auto: Liberty City Stories и Grand Theft Auto: Vice City Stories возвращали нас в понятно какие города и предлагали новые приключения в известных декорациях. Обе игры были приквелами к своим «большим» собратьям и практически не имели каких-то сюжетных связей с ними, не считая некоторых общих персонажей. Выглядели они почти так же, а геймплейно так и вовсе были заметно улучшены, вобрав в себя все наработки серии от третьей части до San Andreas. Разумеется, главным их достоинством было то, что теперь ваша любимая GTA была всегда при вас, и можно было не отвлекаться от нее на такую мелочь, как полноценная жизнь. Портативная Grand Theft Auto скрасила ожидание новой игры, заодно, между делом, уделав все остальные игры на этой платформе.

Grand Theft Auto IV

(2008)

Rockstar Games — та компания, чьи игры не нуждаются в рекламе. Их все равно все будут покупать. Выход каждой из них будет сопровождаться многочисленными скандалами, лишь подогревающими к ним интерес. Именно поэтому, а еще по какому-то странному стечению обстоятельств, подробности о четвертой части GTA я узнал лишь незадолго перед релизом. Зато насколько мощной была эта промо-кампания! Одновременно все игровые издания взорвались превью-материалами по игре, youtube прогнулся под натиском многочисленных видео, а игроки наперебой обсуждали готовящуюся революцию франчайза. Русские геймеры имели особый интерес к проекту, ведь главным героем теперь был обычный эмигрант из Восточной Европы. Не важно, что в итоге он все-таки оказался сербом. Славянская тема оказалась главенствующей в игре. На улицах обновленного Либерти-сити была слышна русская речь, по радио играла российская попса, а в магазине можно было прикупить ушанку с красной звездой. И нет, не было здесь места развесистой клюкве. Rockstar с должным им вниманием подошли к теме и показали реальный подход к демонстрации жизни этого слоя населения Америки. Сам город стал еще больше походить на реальный Нью-Йорк, а прогулки по его улицам легко могли заменить самые лучшие визуальные экскурсии.

Оставаясь все той же игрой про парня, способного в любой момент убить человека, угнать его тачку и отправиться куда глаза глядят, она стала намного более взрослой, комплексной, живой и реалистичной. Сюжет давал натуральной драмы и был похож уже не на пародию, а на полноценный криминальный фильм. И пусть дикие персонажи не перевелись в сюжете, все равно «четверка» выглядела намного серьезней своих предшественников. Некоторым она именно из-за этого не понравилась. Что для меня совсем удивительно. И без того способные делать большие игры, ребята из Rockstar Games соорудили самую достоверную песочницу в индустрии, добавив еще больше возможностей и еще больше приблизив ее к реальной жизни. Была проделана колоссальная работа и совершен серьезный скачок вперед.

В GTA IV можно было спокойно жить, следуя какому-то своему собственному распорядку дня. Шутка ли, тут можно было несколько часов просто тупить в ящик и смотреть какие-то дикие шоу или сериалы. Можно было отправиться в местный театр и смотреть выступления комиков и иллюзионистов. Время от времени вам звонили друзья и просто приглашали съездить куда-нибудь проветриться. В бар, поиграть в боулинг, дартс, бильярд. Можно было напиться до беспамятства и пугать прохожих своей бранью на ломанном английском и своей нетвердой походкой. Известны случаи, когда игроки просто гуляли по улицам, общались с прохожими, либо катались на личном авто по всем правилам дорожного движения или говорили за жизнь с таксистами — такими же, как ты, эмигрантами. Пугающе похожая на реальность игра, которую каждый проходил по своему, а при обсуждении рассказывал свои личные истории. И все это помимо генеральной сюжетной линии.

Говорить о Grand Theft Auto IV и последовавших за ней дополнениях The Lost and Damned и The Ballad of Gay Tony можно долго, но как говорится, лучше самому это увидеть. Четвертое поколение этой серии — идеальный вариант для знакомства с ней. Если третье поколение сейчас может показаться устаревшим и важным лишь с точки зрения исторического интереса, то это последнее поколение даже спустя 4 года соответствует всем нынешним стандартам и способно удовлетворить вкус любого привередливого игрока. Наличие недовольных и придирающихся к GTA IV людей очень сильно меня удивляет. Ведь это именно то, о чем мы с вами мечтали еще учась в школе и делая свои первые шаги по Портленду. И если эта игра так хороша, то страшно даже представить, что будет дальше.

А вот о дальнейших планах пока известно немного. Год назад Rockstar анонсировали пятую часть своего сериала, представив первый трейлер и предложив игрокам мучиться в неведении, оставив без всяких подробностей. Совсем недавно прервав молчание и показав игру избранным журналистам, они сообщили, что релиз состоится весной 2013 года на текущем поколении консолей, а больших подробностей предстояло ждать до выхода первых превью в прессе и второго трейлера.

И вновь, как в старые времена, мир любителей игр замер в ожидании. Grand Theft Auto лишний раз подтвердил свой статус одного из важнейших игровых франчайзов индустрии. Вот уже 15 лет будучи законодателем моды в жанре, продавшись в количестве более 100 миллионов копий, попутно помогая продавать и игровые платформы, на которых выходили эти игры. GTA — это феномен, веха в индустрии и все те восторженные слова, что могут придти на ум впечатлительному автору. Так получилось, что серия росла вместе с нашим поколением. При этом будучи доступной всем и каждому, и подарившей многие и многие памятные моменты, потратив сотни часов жизни игроков, лишая их сна. Будь ты проклята, GTA, за то что ты настолько крутая!

↓ Sharing is sexy! ↓
[vc_row][vc_column][vc_text_separator title="Почитать еще интересного" color="juicy_pink" css=".vc_custom_1445190336458{margin-bottom: 20px !important;}"][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width="1/2"][interactive_banner_2 banner_title="Новые сериалы сезона 2015-2016" banner_desc="Драмы" banner_image="34415" banner_link="url:http%3A%2F%2Finspectorspacetime.ru%2Ftv-series-2015-2016-drama%2F||" banner_style="style13" banner_color_title="#ffffff" banner_color_desc="#ffffff" image_opacity="1" image_opacity_on_hover="1" banner_title_typograpy="" banner_title_font_size="25" banner_desc_typograpy="" banner_desc_font_size="20" notification=""][/vc_column][vc_column width="1/2"][interactive_banner_2 banner_title="American Horror Story Hotel" banner_desc="Рекап и все самое интересное " banner_image="34418" banner_link="url:http%3A%2F%2Finspectorspacetime.ru%2Fahs-hotel%2F||" banner_style="style13" banner_color_title="#ffffff" banner_color_desc="#ffffff" image_opacity="1" image_opacity_on_hover="1" banner_title_typograpy="" banner_title_font_size="25" banner_desc_typograpy="" banner_desc_font_size="20" notification=""][/vc_column][/vc_row]
Яндекс.Метрика