«Голодные игры» — За и Против

hungergames2_9

Уже завтра в широкий прокат выходят «Голодные игры: И вспыхнет пламя» — экранизация второй книги трилогии популярной американской писательницы Сьюзен Коллинз. Редакция Инспектора сразу после премьеры первого фильма полтора года назад раскололась на два противоборствующих лагеря: ярых противников и преданных поклонников. Сторону обвинения представляет Антон Тарасов, сторону защиты — Владимир Горячев. Кого поддержите вы? Если вы «За» «Голодные игры» — ставьте «+», если «Против» — ставьте «-»!

Вступительная речь

Слово обвинения  Школьницы заслуживают большего, чем экранизации современного подросткового фикшна сомнительной ценности. Цивилизованный мир не успел до конца оправиться от  Сумеречной саги, как голливудские продюсеры установили новые стандарты пошлости по мотивам творческих потуг очередной успешной американской писательницы. Нет смысла рассуждать о первопричинах популярности книг (и экранизаций) Сьюзен Коллинз и Стефани Майер: потребности целевой аудитории и проделки ушлых маркетологов — тесно связанные и взаимодополняющие друг друга явления. Поговорим о том, как нам с этим жить.

Звучит излишне драматично, правда? Зрители, киноиндустрия и сочувствующие вроде бы пока прекрасно справляются. Студийные боссы подсчитывают прибыль, фанатки визжат от восторга, Дженнифер Лоуренс становится новой королевой Голливуда. На первый взгляд кажется, что все в выигрыше. Так бы оно и было, если бы экранизация «Голодных игр» не являлась бы столь кричащим примером дурного вкуса и непродуманного сэттинга.

Слово защиты — Как хорошо, что в нашем мире не царит цензура, как в самом фильме, и заумные старики не могут запретить подросткам веселиться хотя бы при просмотре кино. Дурной вкус — понятие растяжимое и никакими формами не высчитывается, поэтому чаще всего насильное привитие этого самого абстрактного вкуса и выливается в цензуру. Как же здорово, что в мире появилась серия фильмов, которая в красивой форме показывает подросткам, что вот это все очень плохо и об этом стоит задумываться. «Голодные игры» — это самая умная и масштабная серия фильмов для подростков, в которой каждый может найти что-то свое. Она идет по поверхности, а не копает в глубь важнейших проблем мира, но заставляет хотя бы немножко о них задуматься и заинтересоваться, при этом оставаясь захватывающим аттракционом. О большем и мечтать нельзя.

Антиутопия

Слово обвинения Нет ничего удивительного в том, что целостность вымышленного мира играет второстепенное значение для юных девушек на фоне мелодраматической истории Китнисс Эвердин. Это нормально. Ненормально то, как всем остальным удается игнорировать не выдерживающую никакой критики антиутопию. Например, партизанское движение воодушевленное дерзким неповиновением Китнисс зародилось только благодаря её угрозе двойным самоубийством в финале первого фильма. Сразу же возникает множество вопросов. Что это за диктатура, стабильное существование которой легко подрывается выходкой шестнадцатилетней девчонки? Почему одиночки, которым нечего терять, не уходили в партизаны раньше? Это можно было бы объяснить непригодностью окружающий среды за пределами дистриктов, уничтоженной во время глобального катаклизма. Однако мы видим из окон поезда Китнисс цветущую природу, зовущую если не организовать скромную коммуну, то хотя бы построить шалаш там, где Капитолий не имеет власти. Задайте любой вопрос о мире «Голодных игр», и тонкий налет научной фантастики тут же сойдет, обнажая подростковую школьную мелодраму. Жанр антиутопии помимо эффектного антуража подразумевает исследование политических, экономических и социальных проблем общества. Любовные треугольники, мягко говоря, не вписываются в круг этих вопросов.

Слово защиты — Определенно, фон для фантастических историй это важно, он придает красок и радует глаз. Но зачем подменять понятия? Это не антиутопия с любовным треугольником, это история любви, происходящая на фоне антиутопии. Все эти злобные тираны, армия миротворцев, картельные расстрелы и прочие элементы — всего лишь фон для истории героини. Искать во всем этом логику и глобальные вопросы развития человечества бесполезно. Никто не пытается выяснить, чем же питаются орки Мории, если в пещерах ничего не растет, потому что это неважно. Тем более количество косяков фильма не настолько критично. Для начала, партизанское движение зародилось не только из-за угрозы  самоубийством, оно просто благодаря ему обрело некую форму. Люди робко приподняли головы, ничего особо существенного не произошло, и после парочки ответных карательных ударов все бы пришло в норму, не войди в игру третья сила. На вопрос о жизни в лесу и отвечать не хочется. У вас есть дом и работа, за которую вы можете существовать, а вам предлагают сбежать в лес, где вы в страхе быть пойманными должны изо всех сил вкалывать, чтобы накопить еды или хотя бы не замерзнуть после первого же снега. Какой сложный выбор.

Мир «Голодных игр» отвечает требованиям истории. Он продуман ровно настолько, чтобы не развалиться от первого же ветра. Большего от него и не требуется. Автор хорошо понимает свою аудиторию и дает ей ровно то, что она способна усвоить на данном этапе жизненного развития. Не серьезные вопросы, а лишь намеки на них, позволяющие чуть задуматься, а не вгоняющие юных читателей в безысходность классический антиутопий.

Главная героиня

Слова обвинения — «Голодные игры» не справляются со своими прямыми обязанностями: Китнисс Эвердин не годится в качестве ролевой модели. Китнисс даже нельзя назвать непоследовательной, этот недостаток простителен девушке её возраста. Она всего лишь марионетка в руках Сьюзан Коллинз, которая делает со своим персонажем все, что захочет. «Поэтому тебе ничего не говорят» — объясняет Хеймитч (Вуди Харрельсон) Китнисс, отнимая у неё шприц. В этой истории все милые кроме главной героини. Все борются за все хорошее против всего плохого и помогают бедной девушке, и зрителю остается только гадать, на кого бедная девушка набросится со шприцом в следующий раз. У неё был стресс, это понятно. А платья нужны, чтобы привлечь спонсоров. И много-много других оправданий несостоятельности успешной американской писательницы Сьюзан Коллинз.

Слово защиты — Китнисс Эвердин не ролевая модель, и это здорово. Она довольно эгоцентрична и зациклена только на своих родных и близких. Ей безразличен остальной мир или тактика в войне. Она не слишком умна и чаще всего действует на эмоциях, отказываясь от логики. Все это было бы не очень здорово, если бы ваша жизнь зависела от такого человека. А раз нет, значит можно попробовать взглянуть на нее чуть менее критично, как на человека загнанного в угол, выросшего в нищете и страхе, скорее сломавшегося, чем сумевшего выбраться из-под вала проблем. В начале она не любит ни одного из своих ухажеров, ей до лампочки любовь и прочие, обычно самые важные для девушки вещи. Оттого за героиней так интересно наблюдать, изменения в ее личности, постепенное осознание мира и себя в нем. Никаких тебе Kinder, Küche, Kirche, или годовалого сиденья на стуле из-за грусти о любимом. Китнисс трепыхается, совершает ошибки и дает зрителю их осознать.

Мишура

ID_D30_12018.dng

Слова обвинения — Вскользь затронув тему природы насилия, «Голодные игры» продолжают эксплуатировать проблемы старшеклассниц. За два фильма платьям Китнисс уделили в несколько раз больше экранного времени, чем морально-этическим вопросам реалити-шоу о боях насмерть. Ради её нарядов в сюжет введен специальный персонаж. Полный триумф формы над содержанием! «Голодные игры: Пустота внутри», «Голодные игры и дешевая мишура». В конце концов, если бы мы захотели настоящей антиутопии, мы бы перечитали Оруэлла или Хаксли.

Слово защиты — Какие могут быть вопросы о этике боях насмерть? Они максимально аморальны. Зачем проговаривать очевидные банальности, если можно как раз показать один из самых реалистичных элементов данной антиутопии. Доведенная до максимума тенденция нынешнего телевидения впадать в крайности, от красоты до смерти один шаг, а от «Модного приговора» до «Чрезвычайного происшествия» зрителя отделяет один рекламный блок. Вполне себе милая смесь стремления к развлечению Хаксли и диктатуры Оруэлла.  Поверхностно, зато довольно эффектно и красиво.

Люди

Слова обвинения — В полуторачасовом прологе дают столько крупных планов главных героев, что даже лояльные зрители изучили поры на лицах Дженнифер Лоуренс, Лиама Хемсворта и Джоша Хатчерсона гораздо лучше, чем им бы хотелось. Особенно плохо становится, когда Джошу нужно сыграть какую-то эмоцию отличную от буддистского умиротворения. Хатчерсон сделал некоторые успехи относительно первого фильма, но этого явно недостаточно, у актера слабо развита мимика, ему нужно налегать на занятия спортом — дефицита на роли мускулистых мужчин с квадратными челюстями не предвидится. А вот у Дженнифер никаких проблем с мимикой нет, она без конца строит забавные рожи на публике, покорив всех своей непосредственностью. В «И вспыхнет пламя» ей удалось продемонстрировать этот навык в сцене с Дженой Мэлоун в лифте. Дженнифер просто необходимо попробовать свои силы в комедийных ролях.

Монотонную завязку сюжета второго фильма отчасти компенсируют прекрасные второстепенные персонажи. Обаятельный алкаш Хеймитч, проявляющая человечность карикатурная Эффи (Элизабет Бэнкс) и глазированный Цезарь (Стэнли Туччи) крадут фильм, позже к ним присоединяются яростная Джоанна (Джена Мэлоун) и лощеный Финник (Сэм Клафлин). Исполнители этих ролей создали все хорошее, что есть в этой дутой франшизе. Спасибо им за это.

Слово защиты — Это, конечно, удивительно, что фильм о людях крадут люди. Одной противоречивой главной героини было бы недостаточно, чтобы завоевать внимание и рассказать историю, и очень здорово, что во втором фильме второстепенным героям дают раскрыться. Почти у каждого из них есть сильная сцена, позволяющая открыть каждого персонажа и понять его лучше. Героям сочувствуешь, за них переживаешь, их история трогает. Ни в одном фильме похожей тематики не было столько интересных героев, и это еще один очевидный плюс фильма — можно выбрать наиболее симпатичного именно тебе персонажа. Не обязательно привязываться к героям любовного треугольника и идти исключительно по прописанной автором тропе, можно свернуть и болеть, например, за героического Финника, тащащего на своих плечах старушку, когда-то бывшую его наставником.

Будущее

Слова обвинения — Всем нужны герои, а молодежи особенно. Юные девушки заслужили что-то большее, чем очередная спекулятивная франшиза от трудолюбивых ремесленников и жадных дельцов индустрии. «Голодные игры» уйдут, а им на смену придет действительно трогательная и искренняя история любви, с чувствительной и противоречивой, но рассудительной и бесстрашной в решающий момент героиней, которой хочется соответствовать. Когда-нибудь так все и будет, это точно.

Слово защиты — Второй фильм франшизы сохранил все лучшее, что было в первом фильме и даже приумножил это.  Зритель получит цепляющую душу историю нескольких героев, их любви и переживаний. Можно порадоваться тому факту, как растет над собой жанр подростковой фантастики, не стесняясь затрагивать нетипичные для себя моменты и истории.  А особенно приятно, что зритель все это принимает благожелательно. Можно сколько угодно верить во всесильный маркетинг, но почему-то помогает он не всем. Из всех историй, которые получили продвижение после «Сумерек», выстрелили только «Голодные игры».  И это надо пытаться осмыслить, а не огульно осудить. При этом помня, что все же это просто отличный фильм для впечатлительных подростков, а не шедевр на века.

↓ Sharing is sexy! ↓
Теги:
[vc_row][vc_column][vc_text_separator title="Почитать еще интересного" color="juicy_pink" css=".vc_custom_1445190336458{margin-bottom: 20px !important;}"][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width="1/2"][interactive_banner_2 banner_title="Новые сериалы сезона 2015-2016" banner_desc="Драмы" banner_image="34415" banner_link="url:http%3A%2F%2Finspectorspacetime.ru%2Ftv-series-2015-2016-drama%2F||" banner_style="style13" banner_color_title="#ffffff" banner_color_desc="#ffffff" image_opacity="1" image_opacity_on_hover="1" banner_title_typograpy="" banner_title_font_size="25" banner_desc_typograpy="" banner_desc_font_size="20" notification=""][/vc_column][vc_column width="1/2"][interactive_banner_2 banner_title="American Horror Story Hotel" banner_desc="Рекап и все самое интересное " banner_image="34418" banner_link="url:http%3A%2F%2Finspectorspacetime.ru%2Fahs-hotel%2F||" banner_style="style13" banner_color_title="#ffffff" banner_color_desc="#ffffff" image_opacity="1" image_opacity_on_hover="1" banner_title_typograpy="" banner_title_font_size="25" banner_desc_typograpy="" banner_desc_font_size="20" notification=""][/vc_column][/vc_row]
Яндекс.Метрика