В этом и следующем выпуске «Комиксов от чайников» мы немного нарушим порядок, чтобы в обзоре присутствовала книга, находящаяся в продаже прямо сейчас. А когда нагоним график выхода комиксов, посты будут выходить регулярно раз в две недели. Сейчас в продаже №7 «Чудеса», а уже в четверг выходит №8 «Капитан Америка: Зимний солдат, ч.1».
[stextbox id=»info»]Комикс: «Железный человек. Экстремис»
Оригинальное название: Iron Man (Vol 4) #1-6
Сценарий: Уоррен Эллис (Warren Ellis)
Рисунок: Ади Гранов (Adi Granov)[/stextbox]
Будем считать, что «Экстремис» подвели завышенные ожидания. Напрасно «Ашет» понадеялись на фильмы, основой для которых стал этот комикс. Расхваленный специалистами узкого профиля Уоррен Эллис сочинил занудную историю, а боснийский художник Ади Гранов занудно её проиллюстрировал. Трудно поверить, что именно эта серия вдохновила взрывную кинотрилогию о Железном человеке. Похоже, без обаяния Роберта Дауни Младшего Железный человек никакой не плейбой, миллионер, филантроп, а просто парень в крутом костюме.
Если после предыдущего абзаца вы, в гневе, не бросили читать, то, очевидно, распознали в моих словах намеренное передергивание. На основании одной арки нельзя делать выводы о герое и даже о серии, но это не отменяет того, что «Экстремис» невероятно скучный. Вы возразите, что перед Эллисом стояла другая задача, он должен был адаптировать Железного человека к реалиям XXI века. И Эллис с ней справился, но при этом не сумел написать захватывающую историю.
Вспомните начало 15-го эпизода 15-го сезона «Симпсонов»: Гомер, Барт и Лиза понимают, что Cosmic Wars уже не те, когда канцлер галактического сената заставляет АТ-АТ ждать своей очереди, чтобы внести поправку к космическому закону 371. С «Экстремисом» та же история — вместо лихих полетов под Shoot to Thrill, Эллис утомляет нудными разговорами, а когда экшн все-таки начинается… лучше б он не начинался. Погоня за гопником со сверхспособностями особенно скучна на фоне унылой интриги с оружейными контрактами. Надо ли повторять, что антагонист в комиксе порой может быть важнее самого героя? Достоин ли типичный white trash Маллен высокого звания злодея? Нет и нет.
В защиту Уоррена Эллиса могу сказать, что мотивация и внутренние демоны Тони отлично ему удались. Догадываюсь, что сравнение не слишком удачное, но мотивы Старка в той же «Гражданской войне» были смехотворными.
Я не пытаюсь подвергнуть сомнению способности Ади Гранова, у него интересный стиль, и он безусловно талантливый художник, но его рисунок в «Экстремисе» навеял на меня смертельную скуку. Зевать начинаешь уже на второй странице, сеточка одинаковых фреймов утомляет своей монотонностью, а псевдореалистичный стиль рисунка только усугубляет дело. В экшн-сценах динамика совершенно другая, но комикс подводит к ним читателя уже задремавшим.
Особенно неприятно меня удивила детальная проработка персонажей на фоне минималистичных задников. Видимо, это как раз тот момент, когда принимаешь фичу за баг — других объяснений у меня нет. Однотонные бэкграунды типичны для комиксов прошлого века и старого аниме, а прекрасно отрисованные персонажи на фоне всех оттенков серого вызывают когнитивный диссонанс.
Единственное, что хорошо в этом издании — это дополнительные материалы. Помимо рассказа о поруганных мною создателях комикса, в книгу включили разворот с галереей костюмов Железного человека, которая будет интересна любому читателю, начинающему знакомство с этим героем.
Вердикт: после «Экстремиса» я еще долго не вернусь к комиксам о Железном человеке вне рамок «Коллекции Marvel». Слишком много интересного еще ждет впереди.
[stextbox id=»info»]Комикс: «Чудеса»
Оригинальное название: Marvels #0-4 (1994)
Сценарий: Курт Бьюсик (Kurt Busiek)
Рисунок: Алекс Росс (Alex Ross)[/stextbox]
«Чудеса» заинтриговали меня сразу же, как стал известен состав второй четверки коллекции Marvel. Что может скрываться за этим восторженным и старомодным названием? Похоже, это что-то наивное из 50-х годов двадцатого века, когда людям казалось, что стремительно развивающаяся наука вот-вот отправит их прямо к звездам, а покупки они будут делать на Юпитере. Однако «Чудеса» превзошли все мои ожидания.
События «Чудес» разворачиваются на заре золотого века комиксов. В 1939 году гениальный ученый Финеас Хортон, опередивший свое время, создает Человека-факела. И в это же время в Нью-Йорке впервые появляется Нэмор Подводник — огонь и вода, две противоположности сталкиваются. Так началась эра чудес, а главный герой книги фотограф Фил Шелдон просто курит с Джоной Джеймсоном где-то в Бруклине и не знает, что ему предстоит запечатлеть на пленку поворотные моменты истории в мире Marvel.
Революционным этот комикс сделала новая точка зрения. Как супергерои влияют на жизнь простых людей? Мир меняется на глазах Фила Шелдона, он наблюдает развитие отношения обывателей к чудесам: от фанатичного обожания Фантастической четверки, до неистовой ненависти к Людям-Икс. Фил потерял левый глаз во время битвы Факела и Нэмора, но это не отвратило его от Чудес. Он становится свидетелем первого вторжения Галактуса, присутствует на свадьбе Рида Ричардса и Сью Сторм, чтобы оправдать Человека-паука, он ведет расследование гибели Джорджа Стэйси и подолгу беседует с его дочерью Гвен.
Внутренний монолог Фила делает «Чудеса» по-настоящему глубокой работой, однако этого было бы недостаточно без одержимости Курта Бьюсика реализмом. Он проделал огромную исследовательскую работу, чтобы согласовать множество событий, происходящих в разных комиксах. Его педантичность по отношению к хронологии оживляет мир Marvel и заставляет поверить в него.
Блестящей идее нужно достойное воплощение, но это не совсем те слова, которыми можно охарактеризовать рисунок Алекса Росса. Его работа поражает воображение: яркий авторский стиль, потрясающая детализация, динамика, светотень, выражения лиц. Каждый фрейм — настоящее произведение искусства! А в качестве бонуса предлагаю поискать пасхалки в виде «Полуночников» Эварда Хоппера и участников «Битлз».
Представленные в книге дополнительные материалы выше всяких похвал. Кроме рассказов о создании «Чудес», вы увидите некоторые этапы рабочего процесса Алекса Росса, но этого хватит, чтобы представить, насколько колоссальную и кропотливую работу он проделал.
Вердикт: Лучший комикс, что я когда-либо читал. И пусть их малое количество не послужит дурной характеристикой этой великолепной мини-серии :)