Брюс Ли как культурный феномен

bruce_lee_in_enter_the_dragon_by_darkdamage-d3dy9xh

Инспектор предлагает совершить экскурс в историю и проследить за важнейшими этапами становления великого Брюса Ли. Человека, сумевшего изменить этот мир.

Главный секрет Брюса Ли – в его мировоззрении. Для иммигранта из Гонконга Ли был на удивление раскрепощенным и уверенным в себе. Из всех, китайцев по сей день снимающихся в голливудских фильмах в подобных амплуа, Брюс Ли все еще выглядит самым нескромным и амбициозным. Он обладал поистине американским менталитетом при всей его азиатской внешности, знал себе цену и по природе не был способен пресмыкаться и признавать чей-то более высокий статус, если он основан не на реальных достижениях.

Он был Леонардо и Шекспиром своего времени – не только в сфере боевых искусств или кинематографа, но также культуры и философии. Его взгляды на жизнь, на человека и его место в мире настолько близки современному мышлению, что не зная истории, теперь уже сложно поверить, что в семидесятых годах 20-го века общественное сознание могло быть настолько непрогрессивным. Брюс Ли был на сто шагов впереди своего поколения, потому что он находился вне времени и активно применял философию не для исследований и диссертаций, а в  повседневной жизни. Для нас нынешних его образ мышления – родной и понятный, но для того, чтобы мы стали такими, потребовалось почти 40 лет.

Маленький Дракон

Брюс Ли появился на свет в Сан-Франциско, в семье актера кантонской оперы — китайца Ли Хой Чена и немки Грейс Ли. Он родился в год Дракона и час Дракона по китайскому календарю, что считается знаком большой удачи и великой судьбы. От своего химерического покровителя Ли унаследовал все, что мог: неподражаемую «сверхъестественную» харизму, мистическую непобедимость в бою и мифологическую мудрость и провидение. Для съемок в китайских фильмах еще в детстве он использовал имя Ли Сяолун (Маленький Дракон). Мать же дала ему при рождении имя Ли Чжэнь-Фань, что означает «возвращаться снова», потому что желала, чтобы когда-нибудь он вернулся в США. Имя же «Брюс» он получил, по одной из версий – в честь врача, принимавшего роды.

Брюс не был единственным ребенком в семье: у него было две сестры и два брата. Не был он и самым прилежным учеником, самым лучшим спортсменом и самым выдающимся актером (уже с детства он появлялся на экране в небольших ролях, но не запомнился ничем особенным). Однако Брюс выиграл юношеский чемпионат Гонконга по ча-ча-ча, благодаря превосходной координации, пластике и чувству ритма.

Боевые искусства в Китае были тем же, чем футбол в Англии. Неизбежностью. Поэтому соревнования во дворах, в подворотнях и на крышах были частью нормальной жизни любого китайского подростка. Брюс не был исключением и хулиганил напропалую. Виною ли всему этому неудачная драка и задетая гордость или что-то иное, но в итоге  Брюс решил перейти от занятий ушу с отцом к чему-то более серьезному и пришел  к уважаемому мастеру Ип Ману с предложением обменяться своими лучшими умениями: Ип Ман научит Брюса боевому искусству, а Брюс его – танцу ча-ча-ча. Об успехах Ип Мана на поприще латиноамериканских танцев история умалчивает, а вот успехи юного Ли стали заметны уже через неделю, когда он освоил начальные техники, на которые у обычных учеников уходило по три месяца. Ип Ман был мастером стиля Вин-Чун, и согласно исследованиям, был наиболее прямым и точным последователем этого боевого искусства (по некоторым данным, Ип Ман принадлежал к 17-му поколению мастеров, считая от самой создательницы стиля).

Вскоре Ип Ман стал уделять молодому Ли больше времени и давать индивидуальные уроки. Брюс, осознав свои успехи, понял, что нашел свое призвание и решил продолжить заниматься боевыми искусствами. От природы не страдавший скромностью, Брюс вовсю применял свои навыки – а применить их было где. Гонконгские подростки сбивались в группировки, делили территорию и постоянно выясняли отношения поединками. Брюс Ли стал супергероем среди шпаны и бесстрашно бросал вызов противникам, превосходящим его в росте, возрасте и силе. Он побеждал всех. Есть версия, что судьбоносным событием в жизни Брюса стала драка с одним из членов пресловутой китайской триады. Отметелив задиру, Брюс понятия не имел, кого избил и, что самое страшное – унизил. Вскоре мистеру и миссис Ли добрые люди намекнули, что рано или поздно Брюсу не поздоровится — триада будет искать отмщения. Тогда родители посовещались и решили отправить молодого человека в США, где он будет в безопасности. Тем более что, рожденный в Сан-Франциско, Брюс имел полное право на получение гражданства. Так Ли Чжэнь-Фань вернулся снова.

Американский Дракон

В 1958 году, в возрасте 19 лет, не зная английского, не зная почти никого в Штатах, Брюс прибывает в Сан-Франциско (где, как известно, бытует самая большая, старая и традиционная китайская диаспора). Поначалу «знакомые знакомых» устроили его работать официантом в кафе, однако его строптивый нрав выводил из себя хозяйку заведения, несмотря на то, что она очень любила мальчика. Освоившись, Брюс переехал в Сиэтл, где поступил в Вашингтонский Университет на философский факультет. Чтобы прокормиться, Брюс зарабатывал всем, что знал и умел: давал лекции по китайской философии, уроки танцев и боевых искусств. Тогда он и познакомился со своей будущей женой Линдой Эмери, которая ходила на его занятия. Его незашоренное мышление, кругозор и целеустремленность покорили Линду. Родители девушки пришли в ужас («Линда, он же китаец!»), а когда молодой человек пришел к ним на семейный ужин для знакомства, отец девушки был неприятно поражен уверенностью Брюса и его свободомыслием. Любое отклонение от стереотипа воспринималось как эксцентричная наглость. Нам, живущим в эпоху воинствующей толерантности, сложно представить, насколько сильны были в конце 60-х в США предрассудки в отношении «низших рас», и это было то, что Брюсу предстояло изменить. Причитания родителей не помешали Линде выйти за своего китайца замуж.

Начав с обучения друзей-студентов философского факультета, Брюс Ли в итоге открыл свою школу в китайском квартале Сиэтла. Для своего бизнеса Брюс сам служил живой рекламой, периодически устраивая показательные выступления со своими друзьями. Успех и настоящую популярность ему принесло показательное выступление на турнире в Лос-Анджелесе, где он продемонстрировал перед многотысячной аудиторией то, что поразило профессионалов и многократных чемпионов, свою визитную карточку — дюймовый удар. Брюс Ли наносил удар кулаком с расстояния в один дюйм от груди противника с такой силой, что тот отлетал на несколько метров. Невероятная сила удара обеспечивалась едва заметным, но очень мощным движением бедрами. Впрочем, повторить этот прием до сих пор никто не в силах. По воспоминаниям жертв дюймового удара, грудь болела еще неделю после турнира. Вторым еще более удивительным «фокусом» мастера Ли была скорость. Он просто делал движение рукой в сторону лица противника и отдергивал руку назад, но делал это с такой скоростью, что, по воспоминаниям партнера для демонстрации, он почувствовал себя полным дураком, поскольку даже не успел заметить это движение, и сколько ни просил его повторить, ему так и не удалось схватить Ли за руку. Брюс ломал деревянные доски с расстояния в дюйм, отжимался на двух пальцах правой руки и в бою демонстрировал умения, поразившие умы заслуженных профессионалов. Пришедший «с улицы» 23-летний китайский мальчик в считанные дни стал авторитетным мастером. От учеников не было отбоя, и на счету у Брюса было уже три школы, одна из которых —  в непосредственной близости Голливуда, в Лос-Анджелесе. Джеймс Кобурн, Стив Маккуин, Роман Полянски и многие другие звезды кино вставали в очередь, чтобы брать у Брюса уроки. Финансовые трудности были забыты, 1 час занятий у мастера Ли стоил 275$, что даже по современным меркам немыслимо дорого, а дело было в середине 60-х годов.

Брюс никогда не участвовал в турнирах как спортсмен. Этот факт, многократно упоминавшийся, в частности, многократным чемпионом по карате Чаком Норрисом, служит почвой для пересудов насчет его реального мастерства. Однако даже по немногочисленным кадрам тренировок и показательных боев очевидно, что в какой-то степени достойно оппонировать ему могли лишь его собственные ученики. Спортсмены же были для него практически безобидными, поскольку либо выступали в перчатках (бокс и подвиды), либо просто не умели наносить удары в полную силу (восточные единоборства). Брюс был за реформацию подхода к обучению боевым искусствам. Если считать за выигранное очко не доведенный до конца удар, полузахват или просто демонстрационный удар, не доходящий до цели, то никто никогда не научится биться по-настоящему. Брюс предлагал всем надевать защиту и особые перчатки и сражаться как если бы это было правдой. Боевое искусство не было для него игрой или конкурсом, оно было возможностью честно выразить себя через свое тело и движения в полной мере.

Стиль джит кун-до («Путь опережающего кулака»), который Брюс преподавал в своих школах, был изобретен им на основе совмещения восточных и западных стилей (кунг-фу, джиу-джитсу, бокса и многих других), и в фундаменте этого стиля лежала идея «боя без боя».

Абсурдный вроде бы постулат на самом деле был корнем философии Брюса Ли, который не стеснялся брать лучшее из всех боевых школ, смешивать, отсеивать и оставлять самое эффективное.

Наивысшее воинское искусство, по мнению Брюса, заключалось в том, чтобы бой не состоялся. Максимально меньшими затратами энергии произвести наиболее полезное действие. Это не должно быть красиво, а должно быть максимально быстро, максимально эффективно и минимально энергозатратно. Брюс Ли не был эстетом боевых сцен, как это может кому-то показаться. Украшательство и лишние движения он терпеть не мог, потому что, в отличие от многих увлекающихся апологетов стиля, всегда помнил смысл существования боевых искусств: одержать победу в схватке. Так называемая «пассивная атака» заключалась в перехвате и предупреждении движений противника. Ярким примером идеального боя в стиле джит кун-до служит поединок из фильма «Выход Дракона», где герой Ли не позволяет противнику нанести ни единого удара, опережая его своей атакой.

Дракон телеэкрана

Продемонстрировать свою философию Брюсу удалось во время кастинг-интервью, когда он пробовался на роль Като в сериале «Зеленый Шершень».

Юношеский пафос и самолюбовние, от природы присущие ему, в сочетании с раскрепощенностью и несомненными внешними и выдающимися физическими данными сделали выбор в пользу Брюса очевидным.

Итак, Брюс Ли стал помощником супергероя. Работа на телевидении была сложной во всех отношениях. Будучи перфекционистом, Брюс всегда критически относился к себе. Особенно его задевали замечания насчет его владения английским (которым он, между тем, в возрасте 24 лет, владел лучше, чем Джеки Чан в 54). Трудно ему приходилось и в моральном плане: молодого китайца никто не воспринимал всерьез. Об уважении не шло и речи – более того, часто он выслушивал приказы вроде «Мальчик, сгоняй-ка нам за пиццей» даже от продюсеров шоу. Однако Брюса заметили, и его актерская карьера медленно поползла в гору. Появлением в эпизодической роли в сериале «LongStreet» он обратил на себя еще большее внимание, и как раз этой своей работой очень гордился. Причина в том, что с экрана он получил возможность озвучить свои взгляды на философию боевых искусств и, по его словам, не играл, а был собой – Брюсом Ли. Образ был пронизан уверенностью и достоинством и незамедлительно снискал признание зрителей и похвалу СМИ с упоминанием в журнале «Нью-Йорк Таймс», которым он особенно гордился. Тогда впервые с экрана прозвучало его знаменитое сравнение воина с водой.

В процессе съемок на телевидении Брюс начал писать сценарии и предлагать идеи, пытаясь перенести кунг-фу на экран. Однако главный герой китаец оставался для американских продюсеров неприемлемым вариантом.

Продолжая сниматься, Брюс не оставлял занятия и свои собственные тренировки. Не признавая расовых различий, Брюс учил всех – китайцев, белых, черных. Еще живя в Сиэтле, Брюс столкнулся с резкой критикой со стороны китайской общины. Традиционалисты не могли сносить того, что Брюс популяризирует и раздает направо и налево белым и черным то, что является их философией и тайной мудростью. Однажды мастер другой боевой школы из Сан-Франциско бросил вызов Брюсу (возможно, ради самопиара), призвав его на поединок с таким условием: если Брюс проигрывает – он должен перестать учить белых. Мгновенно воспламенившийся от такой наглости Ли бросился в атаку, заставив противника спасаться бегством. По воспоминаниям жены Линды, сражение продолжалось около 3-х минут, и большую часть времени соперник уходил от боя. Брюс одержал победу легко, однако остался страшно недоволен собой и своей неэффективностью.

После этого Брюс стал пересматривать свои боевые техники и еще более тщательно разрабатывать свою систему тренировок: он обнаружил, что сила и объем мышц влияют на скорость, и стал уделять много времени наращиванию мышечной массы. Он занимался со скакалкой, в прах разбивал боксерские груши (весом в два раза больше его самого), проектировал для себя тренажеры и изобретал изощренных деревянных манекенов на пружинах для отрабатывания реакции и ударов. Вскоре Брюс дошел до того, что в полную силу мог тренироваться только на деревянных объектах – для спарринг-партнеров это было слишком опасно. Однако именно настоящее взаимодействие Брюс считал правильным для тренировки. В его дневнике, по воспоминаниям жены, напротив каждого упражнения (которых были сотни) стояло количество раз, а напротив определенных упражнений – аббревиатура БКР (бесконечное количество раз). Методика самосовершенствования подкреплялась специальной диетой – Брюс старался питаться часто и понемногу, преимущественно фруктами, а также активно употреблял самодельные протеиновые коктейли. Друзья ужаснулись, узнав, что для стимуляции он даже пытался воздействовать на мышцы легким электричеством. Период работы над собой увенчался вынужденным отпуском: поднимая штангу, Брюс повредил спину и примерно полгода провел в постельном и щадящем режиме. Линда Ли вспоминает, что эту паузу он мужественно воспринял как возможность обдумать свою философию. Он погрузился в книги, которыми в их доме были уставлены почти все стены. К концу выздоровления он осознал, что идет неправильным путем и четко видел верное направление для своей деятельности.

Брюс пришел к тому, что само понятие стиля – это ограничение для совершенного бойца и для любого человека в принципе. Рамки, догмы, традиции – все то, что он категорически не признавал – должны быть стерты. Истинный мастер – это боец без стиля, не ограничивающийся знаниями одной школы, а применяющий их все, в зависимости от ситуации и изобретающий новое в процессе боя, постоянно. Джит-кун-до был забыт, ученикам Брюс пытался привить мысль о том, что в тренировках они должны исходить из собственных достоинств и недостатков, развивая одни и искореняя другие, и самое главное – найти себя. Если он видел в ученике понимание этого и желание познать себя, а не стать крутым и драться как Брюс Ли – он помогал ему раскрыть свои способности. Однако вскоре он заметил, что даже при индивидуальном подходе ученики его не понимают. Тогда он решил круто изменить направление и просто закрыл все три своих школы, оставив при себе только самых понимающих учеников. Брюс понял, что преподаванием он не сможет принести свою философию в массы и решил сделать это с помощью искусства. Брюс Ли снова вернулся в Гонконг и решил снимать кино.

Дракон между Востоком и Западом

On the Set of "The Way of the Dragon"

Закрыв школы, Брюс вынужден был столкнуться с необходимостью снова обеспечивать Линду и детей – Брэндона и Шеннон. Однако супруга уже полностью полагалась на его чутье и не переживала, когда Брюс встречал отказы на гонконгских киностудиях. Вернувшись на родину, Брюс столкнулся с злополучной обратной стороной медали – теперь китайцы видели в нем слишком западного человека, испорченного Америкой и излишне прогрессивного. Однако Брюс не отчаивался и продолжал настаивать. В итоге компанией, купившей счастливый билет, стала Golden Harvest, и первым фильмом с Брюсом Ли в главной роли стал «Большой Босс» 1971 года.

«Большой Босс» — история о простом парне, который приехал к дальним родственникам в другую страну на заработки. На фабрике по производству льда он случайно оказался в центре разборок – работники фабрики, прознавшие о том, что во льду хранятся наркотики для контрабанды, стали пропадать. Главный герой мужественно не ввязывается в драки, потому что обещал своей матери никогда этого не делать. Амулет на шее напоминает ему о данной клятве. Но когда двоюродный брат героя тоже пропадает, становится уже не до суеверий: амулет разбивается ко всем чертям, герой вступает в бой и противники бегут в страхе.

Получив главную роль, Брюс Ли также настаивал на том, чтобы участвовать в разработке боевой хореографии и самому ставить сцены поединков. Долго проработав на телевидении, он знал, что и как нужно снимать, чтобы дать зрителю настоящее шоу, но при этом не потерять реализм. Общий план, монтажные склейки только в самых необходимых местах, фиксированная камера – простые и скучные истины, но как долго и медленно современные экшн-фильмы идут к этому. Брюс Ли знал, что зритель хочет увидеть реальное мастерство – и показывал его.

Оглушительный успех последовал мгновенно – фильм стал одним из самых кассовых кинопродуктов в Азии. За первым фильмом последовал и второй – «Кулак ярости», в котором Брюс Ли снова создает запоминающийся образ упрямого и яростного молодого человека по имени Чен Чжен, обладающего невероятной силой – особенно, когда он выходит из себя. Чен Чжен возвращается в родную школу боевых искусств, чтобы узнать, что его любимый учитель умер. Герой погружается в страдания и апатию, а соседняя японская школа бросает ему и другим ученикам оскорбительные вызовы. Конец его терпению приходит, когда он обнаруживает, что учитель был убит японцами. Тогда начинается страшная месть Чен Чжена, и остановить его не сможет никто.

Фильм особенно полюбился китайской публике своей патриотической темой – противостоянием японским оккупантам, а герой Брюса Ли стал настоящим символом патриотизма и стойкости. Кроме выдающихся по своей красочности боевых сцен, Ли еще и сильно вложился в героя – несмотря на самокритику, он сильно развил свой актерский талант и умудрялся органично совмещать в своем образе ироническую, трагическую и безумную стороны.

Успех и кассовые сборы позволили Брюсу третий фильм под названием «Путь Дракона» поставить самостоятельно: он сам написал сценарий, сам подбирал актеров и локации, сам ставил сцены и, разумеется, выступал в главной роли. Местом действия стал Рим, и финальный бой Брюс хотел поставить в Колизее (на самом деле в фильме использованы декорации, но сама параллель с гладиаторами очень прельщала Ли). Часть актеров, с которыми он уже сработался, Брюс взял из предыдущих фильмов, а для финального боя решил пригласить настоящих титулованных профессионалов – ими стали Роберт Уолл, Вон Ин-Сик и Чак Норрис, с которым Брюс был знаком уже давно.

Финальная схватка Норриса и Ли стала хрестоматийной для кинематографа, а Норрис получил путевку в мир большого кино. Брюс Ли же двигался дальше, и следующим его проектом стал амбициозный фильм, который мог вообще навсегда изменить понимание боевых искусств в мире. Брюс назвал его «Игра смерти». Однако когда съемки были в самом разгаре, Брюсу вдруг поступило предложение из-за океана. Он получил главный шанс всей жизни – главную роль в голливудском фильме. Брюс не мог отвергать такие подарки судьбы и с энтузиазмом бросился в работу над фильмом, который открывал немыслимые перспективы – прокат в США и за их пределами, главную роль и возможность через этот воображаемый рупор поведать миру свою философию.

«Выход Дракона»

Фильм стал революционным событием в кино и культуре. Это была первая коллаборация голливудской и китайской кинокомпаний (Warner Bros. и Golden Harvest), впервые в главной роли выступал азиат и впервые для американского зрителя доселе неизвестное кунг-фу открылось во всей красе. Брюс очень хотел, чтобы его первый голливудский фильм соответствовал его идеалам, и старался влезть во все аспекты производства – от сценария до освещения. И если право руководить постановкой боевых сцен он отвоевал без труда, то из-за сценария случались постоянные распри с режиссером Робертом Клаузом. Режиссера бесило стремление Брюса всем руководить и указывать ему, что делать. Поэтому Клауз позволял себе унижать Брюса (насколько это было возможно) доступными ему способами. Постоянно попрекающий Брюса отсутствием драматического таланта и издевавшийся над его произношением, Клауз однажды даже подговорил сценариста изменить фамилию одного персонажа на Брейтвейт, чтобы Брюс не смог выговорить ее в диалогах и выглядел смешным. Роберт Уолл вспоминает, что поразился, как Брюс остался спокоен и не вышиб Клаузу мозги одним ударом. Порой Брюс просто в ярости сбегал со съемочной площадки, но его жена всегда успокаивала продюсеров и съемочную группу словами, что он обязательно вернется. Она подолгу убеждала его в том, что он слишком требователен и не должен отвергать такой шанс. И Брюс возвращался. Из-за того, что сцены с большим количеством статистов приходилось снимать в несколько дублей, а Брюс выполнял львиную долю физической работы в кадре, снова и снова – он стал страдать бессонницей от переутомления и чтобы заняться чем-то в ночи, не мог придумать ничего лучше тренировок. В результате всего этого он очень сильно похудел, но находился на пике своей формы. Никогда прежде он не был настолько совершенен в физическом плане: на его теле не было лишнего грамма — только рельефные и разработанные мышцы, скульптурный пресс, который до сих пор остается предметом зависти и подражания. Сила Брюса достигла заоблачных высот — он мог пробивать руками 13-сантиметровые доски. Скорость его движений была настолько невероятной, что доставляла проблемы оператору — кинотехника того времени была просто не способна запечатлеть мгновенный удар Брюса даже при ускоренной смене кадра — ему пришлось намеренно слегка замедлять движения. В «Выходе Дракона» Брюс Ли  —  сверхчеловек.

Фильм примечателен также тем, что одним из статистов на площадке был никому не известный Джеки Чан, терпеливо сносивший экранные тумаки от своего кумира. В эпизодических ролях мелькнули остальные двое из будущей великой «троицы китайских драконов» – будущая звезда  и хрестоматийный злодей из «Кровавого спорта», а пока просто знатный культурист с зверским лицом — Боло Йенг и будущий супер-режиссер, сценарист, актер и китайский городовой — Саммо Хун. На открывающем эпизоде поединка с Саммо Хун Ли настоял категорически, хотя его не должно было быть в фильме.

Закончив съемку, Ли вернулся к своему брошенному детищу – «Игре смерти». Замысел и воплощение Брюс взял в свои руки максимально: он написал сценарий, сделал раскадровки, выбрал локацию – гигантскую пятиуровневую каменную пагоду, которая должна была символизировать восхождение героя, который встречается лицом к лицу с представителями разных боевых стилей на каждом уровне пагоды. По сюжету, главного героя шантажом заставляют вместе с двумя сообщниками украсть нечто очень ценное из комнаты на самой вершине пагоды, поборов каждого мастера по пути наверх. Одним из мастеров стал друг и наставник в одной из школ Брюса — Дэн Иносанто, который кроме всего прочего был мастером филиппино  эскрима (стиль с использованием оружия – двух деревянных палок) и был одним из немногих, кто в достаточной степени владел нунчаками, чтобы Брюс наконец смог снять поединок двух равных бойцов. Также Брюс пригласил Чжи Хан Чже — мастера хапкидо, в ультимативной форме вызвал из Сиэтла своего ученика Тако Кимуру (мастера вин-чун). Последним и самым сильным противником героя должен был стать один из лучших учеников Ли — бывший баскетболист Карим Абдул-Джабар.

Идея фильма и жемчужина философии Ли заключалась в том, что победу может одержать только мастер, возвысившийся над стилями. Пройдя всех, на верхнем уровне пагоды герой Ли встречает соперника, превосходящего его не только в росте (Абдул-Джабар выше чуть ли не вполовину), но и в мастерстве. Стиля у него просто нет. И тогда герой должен сделать последний шаг к совершенству – стать таким же. Во время схватки главным преимуществом героя становится его внимательность, и лишь благодаря ей и смекалке он побеждает. Сам фильм должен был служить чем-то вроде увлекательного пособия по боевым искусствам, и даже диалоги в нем были прописаны с целью разъяснения философии боя.  Отснятые эпизоды представляли собой потрясающее своим качеством зрелище, которого не увидеть ни на одном турнире.

Во время работы над фильмом, находясь на пике своей славы и успеха, окрыленный надеждами, Брюс проводил лето 1973 года в страшно загруженном расписании – встречи, съемки «Игры смерти», переговоры и предстоящая премьера «Выхода Дракона».

20 июля, за месяц до своего легендарного голливудского дебюта, за месяц до того, как он стал кумиром миллионов, идолом и вдохновителем для всех областей культуры, Брюс Ли умер в результате трагического «несчастного случая». После трудного дня, чтобы унять головную боль, он принял таблетку обезболивающего, прилег поспать и больше никогда не проснулся.

Неподвластная уму смерть в возрасте 32-х лет, в самом расцвете славы, стала трагедией для близких и друзей Брюса, для всего Гонконга и Китая. Бытуют версии, что Ли был убит особым ударом «отложенного действия» от руки пресловутой триады, настигшей его наконец, спустя столько лет, либо китайскими традиционалистами, стремившимися остановить Брюса, пока он не подарил всю «тайную» китайскую философию и мудрость белым. Усиливает эти домыслы трагическая судьба сына Брюса – Брэндона Ли, погибшего на съемках фильма «Ворон». Брэндон был застрелен из пистолета, который, по мистическому стечению обстоятельств или по халатности работников съемочной площадки, оказался заряжен.

Фильм «Игра смерти» был забыт, и лишь позже был воссоздан на основе нескольких пленок голливудскими киноделами и превращен в «кино» только ради наживы на славе Брюса Ли. Смотреть это зрелище Инспектор настоятельно не рекомендует: начиная с глупейшей отсебятины вместе сценария (т.к. все записи Брюса хранились у жены) и заканчивая визуальным воплощением (вырезанное застывшее лицо Брюса, наложенное на лицо другого актера и т.п.). С другой стороны, увидев этот фильм, вы сможете прочувствовать в полной мере уникальность Брюса Ли на сравнительном примере.

Оригинальные пленки и рукописи были найдены и опубликованы значительно позже, но самое главное, что был найден смонтированный для фильма эпизод, который полностью соответствует замыслу Брюса (со вступлением из документального фильма Джона Литтла):

Дракон ушел и вернулся снова

Уже после смерти он довершил начатое. Брюс Ли обрел бессмертие и стал чем-то большим, чем просто человек. Стоит ли говорить, что «Выход Дракона» стал феноменом, источником бесконечного цитирования и навсегда изменил мир? Зрители, посмотревшие его, уже не были прежними. Китай и китайские актеры для американского зрителя не были прежними. Популярность боевых искусств возросла до космических масштабов, о кунг-фу писали песни, школы стали открываться на каждом шагу. Интерес к философии и познанию Востока возрос многократно. Брюс Ли сделал ту дерзость, на которую у прочих не хватило смелости и дальновидения. Он популяризировал философию и сделал ее мейнстримом, показал, что она доступна для всех, что пределов и догм не существует и не должно существовать.

Связывать заслуги Брюса Ли только с одним лишь кунг-фу и кино – настоящее невежество. Брюс Ли начал культивировать идею самосовершенствования за десятилетия до того, как это стало популярным. Реформировал подход к обучению боевым искусствам. Показал новые сказочные возможности  кинематографа и жанра экшн. Он открыл Восток для всего мира и показал его красоту, глубину и богатство. Брюс Ли заставил общество сделать гигантский шаг на пути к толерантности и прочь от предрассудков. Он стал вдохновением для людей в самых разных областях жизни.

Самое главное, что даст вам знакомство с Брюсом Ли, то, что он мечтал показать и показал так ярко на своем примере  — это возможность взглянуть иначе на самого себя и начать видеть, подчеркивать и ценить то сокровище, которым обладает абсолютно каждый — свою уникальность. Все границы и препятствия на нашем пути иллюзорны.

“using no way as way, having no limitation as limitation”

Великий Дракон Брюс Ли — человек, в одиночку изменивший мир.

____________________________________________

Трибьют-ролик от Инспектора:

 ___________________________________

Документальных фильмов о Брюсе Ли снято несколько десятков. Инспектор берет на себя смелость порекомендовать вам два из них:

Авторский фильм биографа Джона Литтла «Брюс Ли: Путь воина» (Bruce Lee: A Warrior’s Journey).

Этот фильм как нельзя лучше подходит для тех, кто ничего не знает о Брюсе Ли. Познавательный, увлекательный интересный и без излишнего пафоса. В фильме наиболее подробно и вместе с тем доступно показаны взгляды Брюса, его философия, а также полный фрагмент из настоящей «Игры смерти».

Телевизионный документальный фильм «Как Брюс Ли изменил мир» (How Bruce Lee Changed the World) 2009 года с невероятным количеством интервью звезд – от Рэя Леонарда до Стэна Ли. Развлекательный, слегка пафосный и очень аmerican-style – может быть, не слишком серьезный, но действительно красочный фильм, он раскрывает почти все достижения Брюса Ли его влияние на культуру в самых разных сферах – даже в области комедийного искусства и музыки.

А в конце Инспектор рекомендует всем посмотреть интервью, ценность которого не устаревает с годами — самое знаменитое интервью Брюса Ли.

______________________________________________

↓ Sharing is sexy! ↓
[vc_row][vc_column][vc_text_separator title="Почитать еще интересного" color="juicy_pink" css=".vc_custom_1445190336458{margin-bottom: 20px !important;}"][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width="1/2"][interactive_banner_2 banner_title="Новые сериалы сезона 2015-2016" banner_desc="Драмы" banner_image="34415" banner_link="url:http%3A%2F%2Finspectorspacetime.ru%2Ftv-series-2015-2016-drama%2F||" banner_style="style13" banner_color_title="#ffffff" banner_color_desc="#ffffff" image_opacity="1" image_opacity_on_hover="1" banner_title_typograpy="" banner_title_font_size="25" banner_desc_typograpy="" banner_desc_font_size="20" notification=""][/vc_column][vc_column width="1/2"][interactive_banner_2 banner_title="American Horror Story Hotel" banner_desc="Рекап и все самое интересное " banner_image="34418" banner_link="url:http%3A%2F%2Finspectorspacetime.ru%2Fahs-hotel%2F||" banner_style="style13" banner_color_title="#ffffff" banner_color_desc="#ffffff" image_opacity="1" image_opacity_on_hover="1" banner_title_typograpy="" banner_title_font_size="25" banner_desc_typograpy="" banner_desc_font_size="20" notification=""][/vc_column][/vc_row]
Яндекс.Метрика