Со дна океана в небеса. От атеистов — к религиозным фанатикам. От свингующих 60-х к индустриальной революции начала века. Irrational Games предлагает нам вернуться во вселенную Биошока для новых незабываемых приключений.
Сюжет
1912 год. Бывший сотрудник «Детективного агентства Пинкертона» Букер ДеВитт отправляется в Колумбию — огромный город, парящий в небесах благодаря науке и «квантовым частицам». Его задача, чтобы оплатить свои долги — найти и вернуть заказчику девушку по имени Элизабет. Город населяют глубоко верующие люди, поклоняющиеся отцам-основателям США и местному религиозному лидеру — пророку Захари Хейлу Комстоку. По его мнению, Колумбия — новый ковчег, а весь мир, находящийся под ним, настоящий Содом. Именно поэтому город вышел из состава США и избрал свой путь, основанный на вероучениях Комстока. Одной из тем которых является ненависть к другим расам и боязнь некоего Лжепророка, способного наставить агнцев на ложный путь. [/box]
Чертовски трудно теперь будет воспринимать все те игры, что выйдут в этом году, учитывая, что 2013-ый фактически начался с BioShock Infinite. Для многих игра оказалась настолько хорошей, что стартовавший игровой год этой игрой и завершился. Ведь чтобы превзойти произведение Irrational Games, нужно будет серьезно постараться. Но, как и всякое важное событие, Infinite имеет и ярых противников, готовых с лупой выискивать недостатки и придираться по мелочами. Порой кажется, что все ненавистники BioShock до этого не жили в мире, где в игровой индустрии диктуют моду миллитари-шутеры, где тут и там прикручивается free-to-play, а смелые и оригинальные идеи более не реализуются в серьезных масштабах, а все более скапливаются лишь в инди-сегменте. На всем этом фоне так расхваленная и обласканная Infinite видится спасителем и пророком и заслуживает уже внимания лишь из-за самого факта ее появления. Ведь чего-то подобного не было уже очень давно.
Мы уже пытались петь дифирамбы этой выдающейся игре ранее, но и тогда не смогли передать и десятой части тех эмоций, что она дарит. В «первом взгляде» мы лишь открывали для себя мир Колумбии и даже толком не приступили к игровом процессу. За время игры мы порывались написать что-нибудь еще, сиюминутное и восторженное, но слов всегда не хватало. По мере прохождения Infinite все больше и больше раскрывался, видоизменялся и обрастал деталями. С того самого момента, когда главный герой с особой жестокостью распорол лицо служителю порядка и запустил в этом рае земном цепную реакцию, постепенно низвергающую все в адское пекло.
Игровой процесс BioShock Infinite, как и прошлые игры серии, завязан на сочетании огнестрельного оружия и магических способностей. Благодаря появлению напарницы в лице замечательной Элизабет, игрок также может использовать разрывы во времени и пространстве и вызывать себе на помощь союзников, пополнять боеприпасы и изменять окружение. Пространство для маневра на, как и прежде, многоуровневых локациях добавили за счет появления аэротрасс, по которым игрок может быстро передвигаться с помощью специального крюка, который, в свою очередь, можно использовать и для особо циничных убийств. Теперь серьезные стычки проходят на большой территории, где ведение боя зависит лишь от вашей фантазии и возможностей. Прокатиться на аэротрассе, постреливая во все стороны из пулемета, спрыгнуть, выкинув врага за пределы Колумбии, попутно вызвав себе на помощь ракетную турэль и завершить представление зарядом электричества из рук — все это здесь в порядке вещей. И если у кого-то подобный игровой процесс вызывал скуку, то, видимо, этим людям доступны те игры жанра, что в этом плане способны превзойти BioShock, а мы про них даже и не знаем.
BioShock Infinite так не превозносили бы, будь у нее только отличный игровой процесс и ничего больше. Irrational Games вновь придумали удивительный мир и написали незабываемую историю, наполняя игру множеством отсылок, деталей, мелочей и намеков. Многие из которых нужно тщательно отслеживать, другие раскроются лишь в финале или вовсе во время повторного прохождения. Сам мир Колумбии — ручная работа талантливых художников и дизайнеров. Игра отнюдь не самая технологичная, но определенно одна из самых красивых. Такого подхода к дизайну, декорациям, свету трудно припомнить. Все это играет на пользу атмосфере и погружению игрока в мир и поверить в Колумбию становится намного легче, чем в то, что весна в этом году все-таки наступит. Пытаясь делать себе на память скриншоты, в какой-то момент ты понимаешь, что впору включать запись видео, ведь только так можно будет передать всю красоту и изысканность этого мира. Непонятно, как можно пробежать эту игру за день. Непонятно, как можно лишить себя удовольствия от изучения, поисков и новых открытий. Как можно отказаться от прослушивания всех аудиодневников, просмотра диафильмов и бесед с замечательной Элизабет. Ведь отношения главных героев куда более интересны и сложны, чем может показаться на первый взгляд.
Игровая индустрия достаточно молода, чтобы истории, подобные Infinite, воспринимались как откровение. Тогда как в кинематографе давно стало обычным делом снимать все новые фильмы, опираясь на ставшие уже классическими сюжеты и мотивы. Поэтому да, разговоры о том, что эту историю, так или иначе, мы могли наблюдать ранее, имеют место быть, но игра от этого хуже не становится. Она лишь наоборот сделает шаг в верном направлении, когда игры не превращаются в кино, а правильно обращаются к нему за заимствованиями, при этом имея главное преимущество в том, что тут сам игрок может принимать во всем непосредственное участие.
О самой концовке игры говорят, чуть ли не больше, чем обо всем остальном с нею связанным. Оно и понятно, BioShock Infinite дал большую свободу игрокам в плане трактовки своего финала. Даже если завтра сам Кен Левин напишет о том, что именно он хотел сказать в этой игре — это все равно не остановит всю ту волну споров, обсуждений и догадок, что сейчас захлестнула игровое сообщество. С одной стороны, такой подход к сюжету дарит произведению еще более продолжительную жизнь. С другой — такое заигрывание можно расценить как слабость или неспособность связать все то, что было показано во время игры, в один узел. Как это было, например, в 2007 году.
Первый BioShock ставил вас перед фактом, и игре было не важно, как вы к этому отнесетесь и сможете ли принять. Финт с would you kindly незадолго до самого финала разом закрывал все возможные претензии ко всему тому, что было ранее, и вообще утирал нос большинству игр в принципе. Этот изящный ход, который разоружал вас на месте и оставлял с самим собой наедине, чтобы поразмыслить о случившемся и лишь потом приступать к финальному аккорду. И пусть там далее уже было три различных концовки — итог все равно сводился все к той же триггер-фразе, что заставляла вас действовать. Это была точка. BioShock же образца 2013 года уходит красиво, но оставляя недосказанность, оправдывая свое название, запускает себя в бесконечность.
Продолжение?
Всем известно, что к игре завялено несколько DLC. Следуя нынешней моде, их продали заранее еще до выхода игры посредством Season Pass. Теперь, когда игра пройдена, возникает логичный вопрос — а что, собственно, могут добавить в игру, учитывая вообще то, как она закончилась и что из себя представляет. Просто не верится, что в итоге все может обернуться банальными «новым оружием» и «новыми миссиями». Даже не совсем ясно, куда все это можно пристыковать. Быть может, новое, пусть и небольшое, путешествие среди миллионов звезд? У кого какие мысли на этот счет?
Оценить историю BioShock Infinite может любой желающий, даже не играя в него. Вот, например, какие-то милые люди соорудили из всех сюжетных сцен трехчасовой ролик, который позволит вам приобщиться к прекрасному. Быть может, сегодня стоит отказаться от просмотра сериала перед сном и посетить Колумбию.