Баба Маша против копирайта

0_b10fa_f18a1929_XL.jpeg

На самом деле не совсем так. Если гневная тирада, обличающая отвратительных пиратов и гнусного автора статьи уже срывается с кончиков ваших пальцев, стоило лишь вам прочесть заголовок, я прошу потратить пару минут и дочитать текст до конца.

Безусловно, авторы должны извлекать материальную выгоду из своих произведений, но в связи с повсеместным распространением информационных технологий в рамках существующей рыночной модели это невозможно. И в то же время правда в том, что никакого пиратства нет. К таким выводам я пришел в своей дипломной работе “Защита интеллектуальной собственности в сети Интернет”.

Природа Интернета такова, что если информация существует, то она будет распространяться. То, что с точки зрения права является пиратством, с точки зрения информационной системы является её неотъемлемым свойством и функцией. Поэтому навязывание извне искусственных правовых ограничений противоречит самой природе информационной системы. Из этого следует очень простой вывод: надо бороться не с ветряными мельницами, устраивая показательные процессы и закрывая случайные торрент-трекеры, а менять вступающее в противоречие с интересами современного общества законодательство. Сегодня это звучит утопически, но рано или поздно человечество придет к именно этому. До настоящего времени законодатели США, Европы и России думали только о расширении исключительных авторских прав и защите интересов правообладателей. Не пора ли задуматься об интересах пользователей? И первый шаг в этом направлении должны сделать правообладатели.

И они уже делают. Из свежих примеров — релиз нового альбома Земфиры на Яндекс.Музыке. Такой жест доброй воли в условиях постоянного ужесточения мер, направленных на всяческие пресечения и недопущения, не может остаться незамеченным, пользователи это оценили. Все больше исполнителей находят иные способы извлечения прибыли из своих произведений. Однако крупные рекорд-лэйблы, киностудии и ведущие гейм-девелоперы не торопятся расставаться со своими сверхприбылями. Хотя кому как не им понимать, что снижение цен на конечную продукцию только увеличит объемы продаж.

Тем более удачные примеры давно существуют. Цены Steam более чем доступны, а бесплатное распространение игр, где прибыль извлекается из продажи игрового контента без каких-либо ограничений в геймплее — будущее индустрии. Этот прогноз выглядит особенно привлекательно на фоне скептического настроя публики после презентации PS4. Сейчас рынок цифровой дистрибьюции еще только начинает развиваться, и даже не очень крупная корпорация, вложившись в него сегодня, через 10 лет может стать настоящей империей индустрии развлечений, какой сегодня является, например, Дисней.

Носители? Носители еще долгое время не выйдут из оборота. Хотя объемы выпуска будут сокращаться. Во-первых, это экономически невыгодно. Производство, транспортировка, аренда торгового помещения и зарплата специального пытающегося вас консультировать человека увеличивают конечную цену продукта. Во-вторых, это неудобно. Зачем захламлять квартиру сотнями пыльных коробочек, если все то же самое можно держать в облачном хранилище, доступ к которому можно легко получить через удобный клиент с любого устройства, в том числе мобильного. Особенно мобильного! Будущее есть только у лимитированных коллекционных изданий для фанатов с бонусами, фигуркой Леголаса и магнитиком на холодильник.

Но давайте вернемся к правовому аспекту. Современные информационные технологии превратили пользователя не просто в потребителя, но в создателя и распространителя контента, что противоречит действующим положениям авторского права. В результате пользователи не могут в полной мере реализовать свою творческую и информационную свободу. Самым простым примером может служить использование музыки в фанатских роликах по фильмам и играм. Вместо бесплатной рекламы правообладатели своей близорукой политикой по “недопущению и запрещению” настраивают пользователей против себя. Зато различные интернет-сервисы очень ловко решили обезопасить себя от возможных конфликтов с правообладателями, удаляя контент, нарушающий авторское право, по первому их требованию. И никого не волнует, что этот контент не противоречит концепции добросовестного использования. Ущемление прав пользователей налицо.

Порой это доходит до абсурда. Если мировых гигантов интернет-индустрии вроде YouTube, где речь идет о сотнях миллионов долларов, можно понять, то владельцы местечковых ресурсов, по собственной инициативе банящие аккаунты широко известных в узких кругах подкастеров с таких сайтов, как Инспектор, за неавторизованное использование музыки из фильмов, можно заподозрить в паранойе. Ситуация уже выходит из-под контроля и все больше напоминает какой-то нелепый фарс.

В заключение хотелось бы сказать, что авторское право существующего образца в связи с глобальным распространением информационных технологий доживает свои последние дни, но это не так. Редкие инициативы правообладателей “на местах” и несовершенные разрозненные сервисы цифровой дистрибьюции пока не способны поколебать позиции транснациональных корпораций, которые будут выжимать деньги из потребителей до последнего цента. Однако информационный обмен нельзя остановить и подчинить воле корпораций, государственных или нет. Интернет с каждым днем все сильнее внедряется в повседневную жизнь даже в самых бытовых её аспектах, и ни у кого не возникает сомнений по поводу того, что в недалеком будущем он полностью поглотит традиционные СМИ и большую часть индустрии развлечений. И когда топ-менеджеры студий и лэйблов обнаружат, что квартальный бонус как-то значительно меньше прошлогоднего и даже в сравнение не идет с суммой двухлетней давности, тогда сразу же DMCA (Digital Millennium Copyright Act — Закон об авторском праве в цифровую эпоху) утратит силу и будет заменен законодательным актом, содержащим выполнимые нормы, а безумные законотворческие инициативы вроде SOPA&PIPA покажутся глупым анекдотом.

Инспектор напоминает: SOPA (Stop Online Piracy Act) и PIPA (PROTECT Intellectual Property Act) законопроекты, внесенные в Палату представителей США, беспрецедентно расширяющие возможности американских правоохранительных органов в борьбе с нелегальным контентом. Вы, должно быть, помните массовые прошлогодние протесты, поддержанные компаниями, создающими современный Интернет и определяющими его дальнейшее развитие — Google, Facebook, Twitter и др. Благодаря совместным действиям корпораций, СМИ и рядовых пользователей удалось свернуть эти  фашистские законодательные инициативы. Вы подписали петицию против SOPA&PIPA, как это сделал автор статьи?

↓ Sharing is sexy! ↓
[vc_row][vc_column][vc_text_separator title="Почитать еще интересного" color="juicy_pink" css=".vc_custom_1445190336458{margin-bottom: 20px !important;}"][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width="1/2"][interactive_banner_2 banner_title="Новые сериалы сезона 2015-2016" banner_desc="Драмы" banner_image="34415" banner_link="url:http%3A%2F%2Finspectorspacetime.ru%2Ftv-series-2015-2016-drama%2F||" banner_style="style13" banner_color_title="#ffffff" banner_color_desc="#ffffff" image_opacity="1" image_opacity_on_hover="1" banner_title_typograpy="" banner_title_font_size="25" banner_desc_typograpy="" banner_desc_font_size="20" notification=""][/vc_column][vc_column width="1/2"][interactive_banner_2 banner_title="American Horror Story Hotel" banner_desc="Рекап и все самое интересное " banner_image="34418" banner_link="url:http%3A%2F%2Finspectorspacetime.ru%2Fahs-hotel%2F||" banner_style="style13" banner_color_title="#ffffff" banner_color_desc="#ffffff" image_opacity="1" image_opacity_on_hover="1" banner_title_typograpy="" banner_title_font_size="25" banner_desc_typograpy="" banner_desc_font_size="20" notification=""][/vc_column][/vc_row]
Яндекс.Метрика