Рьяно пожинающие плоды сексуальной революции в начале 80-х гомосексуалисты начинают массово заражаться непонятным вирусом, способным в кратчайшие сроки убить человека. У медицинских сотрудников нет ответов, правительство не обращает на это внимания, а люди продолжают умирать один за другим. Болезнь получает негласное название «рака гомосексуалистов». Хотя, конечно же, никакой это не рак, а самый настоящий СПИД.
Оригинальное название — The Normal Heart
Канал — HBO
Жанр — драма
Продолжительность — 133 мин.
Кастинг — Марк Руффало, Мэтт Бомер, Тейлор Китч, Джим Парсонс, Джулия Робертс, Джонатан Грофф
Режиссер — Райан Мерфи
Как и недавний оскароносный фильм «Далласский клуб покупателей», «Обыкновенное сердце» рассматривает первые шаги смертоносной болезни по Земле. Обе истории — про людей, оказавшихся непосредственными жертвами эпидемии и вступившими на этой почве в конфликт с остальным обществом. Сначала их игнорируют, затем им отказываются верить, и в конце концов открыто начинают презирать и обвинять во всех смертных грехах. Но, как и худой Мэттью МакКонахи, требовавший соответствующего лечения своей болезни, так и Марк Руффало сотоварищи требуют от общества внимания, заботы и действий по предотвращению нарастающей чумы. Вместе они открывают организацию, чьей целью становится оказание помощи зараженным и привлечение внимания к СПИДу.
Главная беда «Обыкновенного сердца» в персонажах фильма. Поднимаемая в картине тема требовала куда более адекватной поддержки исполнителей, которым, как минимум, можно было бы посочувствовать. На деле же Марк Руффало, выступающий от лица сформированной беспокойными гражданами организации, слишком нервный и импульсивный. Для человека, вынужденного все время быть на публике в поиске поддержки, финансирования и простого человеческого понимания, он слишком несдержан, агрессивен и в принципе мало убедителен. В столь деликатном вопросе истерики пользы не приносят. Тейлор Китч, являющийся якобы противовесом герою Руффало, в итоге так и не выбирается за пределы образа красавчика и любимца округи. Его избирают номинальным президентом их предприятия, но для решения проблем он не делает ровным счетом ничего и нужен лишь для одной из финальных сцен, которая вообще рушит весь фильм. На этом фоне самым адекватным и разумным оказывается персонаж Джима Парсонса. Этот человек теоретически был бы способен направить их работу в нужное русло, будь он чуть решительней. А получается, что в столь важный момент герои не смогли сплотиться между собой и добиться необходимого внимания от остальных и в итоге косвенно поспособствовали распространению болезни, теперь уже убившей десятки миллионов людей. Не то чтобы они виноваты во всем произошедшем, но, кажется, они принесли больше вреда, чем пользы. Пытаясь найти любую помощь, они сами не могли понять, чего хотят.
Одна из двух женщин в фильме — доктор Эмма Брукнер в исполнении Джулии Робертс — находилась на передовой борьбы с болезнью и всячески старалась добиться от начальства помощи в исследовании и лечении, а от потенциальных больных — понимания и послушания. Так как вирус не был изучен, и ей приходилось опираться лишь на домыслы и предположения, и одной из теорий стало то, что болезнь передается половым путем. Было бы разумно со стороны обеспокоенных мужчин пересмотреть свое отношение к сексу. Однако гомосексуалисты долго добивались того, чтобы любить и быть любимыми. Причем, любить и быть любимыми много, часто и не особо разбираясь с кем. Такая их позиция, программа и цель в жизни. И даже перед лицом смертельной болезни никто из них не был готов от этого отказаться. Сплоченное общество гомосексуалистов отвергло любые посягательства на их свободу, и никакой организации, и уж тем более женщине-врачу их не переубедить. Это и стало для них роковым выбором.
Второй проблемой для героев было отношение общества к таким как они. Подавляющее большинство из них не было готово открыто говорить о своей ориентации, вести диалог о проблеме и активно браться за тему СПИДа. Получилось, что они сами боялись, их же, в свою очередь, не слушали, и все, что им оставалось, так это биться в перманентных истериках, сокрушаться о несправедливости мира и мучительно умирать. Да, главные герои были в первых рядах. Да, на их глазах, по сути, творилась история. Но в итоге они оказались всего лишь очередными жертвами страшной болезни и абсолютно ничего не сделали для ее предотвращения.
Невозможно знать наверняка, какие цели преследовал автор фильма (и исходной пьесы) Ларри Крамер, что хотел этим сказать, кого конкретно осудить и о ком напомнить. Отсутствие каких-либо выводов и подведения итогов превращает фильм лишь в свободный пересказ событий и легко заменяется чтением пары статей в Википедии, и для этого не нужно два часа находиться в компании неуравновешенных мужчин. Не для того, чтобы лишний раз пнуть президента Рейгана, снималось же это кино? А о том, что жизнь — это боль, а человек по своей сути — безответственное существо, мы знали и так, и напоминать нам об этом лишний раз нет необходимости. Понятно желание HBO снимать фильмы на столь острую тему, но пуcть поймут и они нас — хотелось все-таки, чтобы и фильм был интересным. Хотя бы чуть-чуть.