«Амфест-2014» — «Общак» и «Ночные манёвры»

В этом году «Амфест» проводится уже девятый раз подряд. На этом фестивале некоторые фильмы можно увидеть задолго до выхода в широкий и не очень прокат, но это не главное. «Амфест» позволяет расширить представление об американском кино за границы голливудского мейнстрима и взглянуть на его в некотором смысле «изнанку». Блокбастеры дают однобокое представление об Америке и независимое кино — неплохой способ узнать о бытовых сторонах жизни американцев. Кроме того, все фильмы демонстрируются на английском языке с русскими субтитрами — специально для тех, кто уже забыл, каково это — смотреть кино в дубляже.

Общак

amfest-the-drop-900

В кино с 30 октября
Оригинальное название — The Drop
Жанр — криминальная драма
Длительность — 106 мин.
Кастинг — Том Харди, Джеймс Гандольфини, Нуми Рапас
Режиссер — Михаэль Р. Роскам

В одном бруклинском баре работали кузен Марв (Джеймс Гандольфини) и Боб (Том Харди). Однажды в бар ворвались какие-то отморозки с пушками и забрали кассу. Они не могли не знать, что за люди владеют баром, потому что весь район это знает. Так начинается «Общак» — суровая криминальная драма о злых улицах.

В ней нет никакой гангстерской романтики. Крестные отцы семей в дорогих костюмах не собираются на сходки в роскошных ресторанах. Дела делаются без мафиозного пафоса, это обычный бытовой бандитизм в стиле «Клана Сопрано», от сравнения с которым невозможно отделаться из-за Джеймса Гандольфини. Нет лоска, зато остался национальный колорит. Правда, в этот раз не уже привычный итальянский или даже русский, а чеченский. Когда-то давно этническая преступная группировка под руководством папы Умарова отжала у кузена Марва его бар, а заодно и нелегальную букмекерскую контору. Кузен Марв смирился, но камень за пазухой затаил.

«Общак» снят по рассказу талантливого сценариста Денниса Лихейна («Остров проклятых», «Подпольная империя»). Сценарий — одно из главных достоинств фильма. Это история о глупых и бедных людях, которые идут на всё ради статуса и денег. Расплата ждёт всех, и для всех она будет разной. Зрителю не тычут в лицо избыточным (по стандартам криминальных драм) насилием или царящей в американских гетто безысходностью. Наоборот, повседневная жестокость пытается спрятаться за чёрным юмором.  Кажется, что складывается очень мрачная картина, и фильм не оставит после себя ничего, кроме подавленного настроения. Но это не так. Здесь есть место для сострадания и жизнеутверждающих мотивов, но без вымученного и ничем не обоснованного оптимизма.

Ночные манёвры

amfest-night-moves-900

В кино — не дождётесь
Оригинальное название — Night Moves
Жанр — номинально драма
Длительность — 112 мин.
Кастинг — Джесси Айзенберг, Дакота Фаннинг, Питер Сарсгаард
Режиссер — Келли Райхардт
Сценарий — Джонатан Рэймонд, Келли Райхардт

Есть хорошие инди-фильмы, а есть плохие. Например, «В мире…» (или «За кадром…») — остроумный и оригинальный, а «Июньский жук» — нудятина. «Короли лета» — отличный, а «Собутыльников» Квентин Тарантино явно перехвалил. «Страсти Дон Жуана» — жизненные и реалистичные, а «Ночные манёвры» — натужные и непоследовательные.

Непоследовательные — определяющая черта главных героев фильма Келли Райхардт. Джош (Джесси Айзенберг), Дина (Дакота Фаннинг) и Хармон (Питер Сарсгаард) едут взрывать плотину во имя Природы. Они эко-террористы с активной жизненной позицией, и в голове у них бардак. Организовывать террористические акты — это можно, это для Джоша пара пустяков, а пересаживаться с грузовика с шестилитровым движком на велосипед он почему-то не торопится. Очень характерное для любого фанатика противоречие. Кроме того, Джош еще и отъявленный социопат, что как раз логично — любить природу и ненавидеть людей — типичные симптомы эко-террориста. У Айзенберга социопаты получаются хорошо, это его амплуа. Замыслив теракт, Джош говорит: «Теперь-то люди задумаются», — и потерянный Айзенберг продолжает бродить в кадре с отстраненным выражением лица.

Вообще-то, в «Ночных манёврах» разговаривают мало, а что-то сказав, подолгу многозначительно молчат. Именно из-за таких фильмов, как «Ночные манёвры», независимое кино в сознании массового зрителя — претенциозная пустышка для снобов. Многозначительное молчание оправдано, только когда есть что сказать. Келли Райхардт не потрудилась проработать мотивацию героев и даже не смогла до конца определиться с жанром фильма. Начавшись как драма, во второй половине «Ночные манёвры» скатываются в примитивный триллер о преступлении и наказании. В финале и без того поверхностный характер Джоша окончательно разваливается, а вместе с ним и весь фильм.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Инспектор
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: