Первое правило фильмов Дэвида Финчера: не говорить о сюжете фильмов Дэвида Финчера. Второе правило фильмов Дэвида Финчера: не говорить о сюжете фильмов Дэвида Финчера. Очень трудно рассказывать об «Исчезнувшей», не нарушая правила Клуба — ведь самая незначительная деталь может выдать интригу. Но Финчер не был бы Финчером, если бы весь фильм был построен вокруг единственного неожиданного сюжетного твиста. То был бы не Финчер, а М. Найт Шьямалан. Поэтому, даже если вы читали одноименный роман Джиллиан Флинн, это кино стоит увидеть.
В кино с 2 октября
Оригинальное название — Gone Girl
Жанр — триллер
Длительность — 149 мин.
Кастинг — Бен Аффлек, Розамунд Пайк, Нил Патрик Харрис
Режиссер — Дэвид Финчер
Всё творчество Финчера основано на парадоксе: вы всегда точно знаете, что вам покажут, но никогда не знаете, что именно. Звучит сложно, но любой поклонник режиссёра меня поймет. Не все оценили, когда на смену бунтарской эстетике «Семи» с ярким визуальным рядом пришел экстремальный реализм «Зодиака». Однако в зрелых работах Финчер достигает какой-то невероятной глубины. Это касается и «Социальной сети», и «Девушки с татуировкой дракона», и «Исчезнувшей». Два последних фильма Финчера сняты по сюжетам разрекламированных бестселлеров, но их экранизации по-настоящему удивляют, а значит дело не в хитрых сюжетных твистах. Дело в уникальном авторском почерке режиссёра. Я до конца не угадал ни одного поворота сюжета «Исчезнувшей», но ошеломляющий эффект в фильме производит подача материала — тот изысканный кинематографический язык, на котором Финчер говорит со зрителем. Я точно знал, что в зале кинотеатра я буду сжимать кулаки от напряжения, а по спине побегут мурашки. Но я понятия не имел, что услышу вокруг нервные смешки, а потом рассмеюсь и сам. Немного нервно.
«Исчезнувшая» — не то, чем кажется на первый взгляд. Поначалу детективная интрига отвлекает от главной темы фильма — отношений между мужчиной и женщиной, но во втором акте даже самый невнимательный зритель не сможет её игнорировать. Финчер с особым цинизмом препарирует брак как социальный институт, как сложнейшую систему взаимных уступок и компромиссов, как тяжелую ежедневную работу над собой, требующую железной самодисциплины. Это только верхний уровень, фильм наполнится новыми смыслами через год, через пять лет и через десять. «Исчезнувшая» повзрослеет и войдет в пору зрелости вместе со зрителем — вот увидите.
Я искренне надеюсь, что то, что Финчер делает со своими актерами на съемочной площадке, законно. Потому что Бен Аффлек и Розамунд Пайк приняли его правила игры и порой просто выворачиваются наизнанку. Созданные ими образы Ника и Эми одновременно завораживают и шокируют с каждым новым открывающимся по ходу сюжета фактом. Аффлек и Пайк играю перед нами, перед полицией, перед своими родственниками, перед публикой внутри фильма, перед друг другом. Это высший пилотаж. Вот такой вот we-need-to-go-deeper.
Можно еще много говорить о фильме, можно попытаться сделать выводы, но все они будут далеки от истины. Очевидно только то, что перед нами один из лучших фильмов года. «Исчезнувшую» нужно посмотреть прямо сейчас, а спустя время, пересмотреть снова и разобраться, что изменилось. Кино — как инструмент самопознания.